'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 22

Просмотры  142 просмотров

Губарев А.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗЯТИЯ ПОД СТРАЖУ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫДАЧЕВ ИНОСТРАННОЕ ГОСУДАРСТВО *

  


Аннотация:
представленная статья посвящена не только научным исследованиям в области применения такой меры пресечения как взятие под стражу лиц, которые подлежат выдаче в иностранное государство, но и рассматривает практические проблемы, возникающие при применении норм процессуального права. Автором делается попытка выявления не только теоретической, но и практической значимости проблематики, а также предлагаются пути решения недостатков, в т. ч. при помощи внесения поправок в действующее законодательство   

Ключевые слова:
взятие под стражу лиц, выдача, заключение под стражу, выдача лиц в иностранное государство, проблемы, правовое регулирование   


Проблема избрания и применения меры пресечения в виде взятия под стражу всегда занимала умы как отечественных, так и зарубежных исследователей. Серьезный вклад в разработку этого вопроса внесли такие ученые, как С. В. Колдин, А. Х. Пихов, С. М. Белозерцев, а также ряд других авторов. Однако недостаточное внимание уделено правовому регулированию взятия под стражу лиц, подлежащих выдаче в иностранное государство. Более того, довольно малоисследованными продолжают оставаться практические вопросы применения, что и актуализирует рассматриваемую проблематику. Как известно, самой строгой мерой пресечения, которая ограничивает свободу личности по отечественному законодательству, является именно взятие под стражу. Согласно ч. 2 ст. 22 Конституции РФ взятие под стражу возможно только по решению суда, однако в ст. 108 УПК РФ подчеркивается о том, что взятие под стражу можно применять только в том случае, когда избрать более мягкую меру пресечения нельзя. Думается, что именно благодаря этой норме права, становится возможным пресечение противоправных действий. Следует отметить, что до судебного решения о взятии под стражу, лицо может быть задержано на срок не более 48 часов, что подтверждается международными правовыми актами, в частности, например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека. Согласимся с С.В. Колдиным в том, что в процессе международного сотрудничества нередко возникают проблемы, связанные с трудностями при взаимодействии между Генпрокуратурой РФ и уполномоченными органами других государств относительно вопросов мер пресечения, в целом, и, взятия под стражу, в частности. Согласно ст. 466 УПК РФ, вопрос, касающийся избрания меры пресечения, может быть решен только после того, как в органы РФ поступит запрос о выдаче. Хотелось бы отметить, что в некоторых случаях возможность взятия под стражу лиц, которые подлежат выдаче в иностранное государство, предусматривается на основании: ходатайства. Но, существуют случаи, при которых это осуществляется без запроса. В этой связи важно подчеркнуть, что ст. 466 УПК находится в несоответствии с обязательствами, которые были приняты Россией в связи с заключением международных договоров. Следует подчеркнуть, что в современных реалиях в УПК РФ отсутствует норма, которая бы регулировала взятие под стражу лица, относительно которого не было запроса о выдаче. Считаем возможным предложить привести ст. 466 УПК РФ в соответствие с заключенными международными договорами, включив в нее указание на то, что взятие под стражу лица, которое подлежит выдаче в иностранное государство, до получения запроса, становится возможным на основании: ходатайств, просьб, поручений государственных органов иностранных государств. Думается, что прокурор, в случае поступления ходатайства о взятии под стражу на сегодняшний день не имеет права требования дополнительных документов от иностранной стороны, которая запрашивает выдачу, с установлением срока их представления. На данный момент ситуация складывается таким образом что иностранная сторона, запрашивающая выдачу конкретного лица, при направлении ходатайства просто отражает в нем ссылки на указанные материалы, а сами материалы прилагать не обязана. С нашей точки зрения интерес представляет практика, представленная в диссертации А.Х.Пихова, который отмечает, что ходатайство о взятии под стражу гр-на Кыргызстана не было удовлетворено, т. к. отсутствовали материалы, по которым бы было понятно, что этот гражданин скрывается на территории России. Следовательно, можно заключить, что при получении ходатайства прокурор должен располагать необходимым объемом информации для взятия под стражу лица, подлежащего выдаче в иностранное государство, что подтверждается ч.3 ст. 108 УПК РФ, где говорится о том, что к этому ходатайству должны быть приложены материалы, подтверждающие его обоснованность. Важно подчеркнуть, что к постановлению о возбуждении перед судом ходатайства должны быть приобщены документы. Убеждены, что говоря о взятии под стражу конкретного лица, которое подлежит выдаче, следует подчеркнуть, что в суд целесообразно представить не только документы, которые подтверждают обоснованность указанной меры, но и целый пакет документов, который касается непосредственно выдачи лица, а именно: результаты экстрадиционной проверки, постановление прокурора о выдаче лица и др. Одновременно с этим не стоит забывать, что суд принимает решение на основании того, какие конкретно документы были предоставлены в судебное заседание. В этой связи предлагаем ч. 3 ст. 108 УПК РФ дополнить текстом следующего содержания: «…наряду с документами, которые подтверждают обоснованность принятого прокурором решения, в судебное заседание необходимо предоставить и материалы экстрадиционной проверки, постановление прокурора о выдаче лица, а также заключение прокурора о возможности выдачи лица в конкретное иностранное государство». Считаем, что серьезным упущением является и тот факт, что на сегодняшний день в обязанности суда не входит детальное изучение указанных документов, суду необходимо убедиться лишь в их наличии, что, безусловно, противоречит ст. 108 УПК РФ. Вместе с тем, наличие просьбы о взятии под стражу нельзя признавать гарантией  того, что суд примет решение о том, что им будет избрана мера пресечения в виде взятия под стражу с последующей выдачей. Таким образом, в заключение, следует отметить, что на сегодняшний день можно говорить о большом количестве проблем в области правового регулирования взятия под стражу лиц, которые подлежат выдаче в иностранное государство. Некоторые из этих проблем были исследованы автором статьи. С нашей точки зрения в случае внесения предложенных автором изменений в законодательство, можно было бы качественно повысить эффективность рассмотренного проблемного механизма путем приведения в соответствие норм отечественного и международного права, а также обеспечить соблюдение прав тех лиц, которые подлежат выдаче. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Губарев А.А. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗЯТИЯ ПОД СТРАЖУ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫДАЧЕВ ИНОСТРАННОЕ ГОСУДАРСТВО // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 118 - 121. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1373 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1373



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.