'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 36

Просмотры  145 просмотров

Сираканян А.Р.

  


О МНОГООБРАЗИИ СУБЪЕКТОВ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются субъекты правозащитной политики в современных реалиях России. Раскрывается сущность и содержание субъектов правозащитной политики, а также основные проблемы их функционирования   

Ключевые слова:
правозащитная политика, субъекты правозащитной политики, концептуальные положения, концептуальные основы правозащитной политики   


Подходы к формированию правозащитной политики позволяют выявить существенные недостатки в правовом развитии общества, определить изъяны в правовом регулировании и предложить меры конструктивного характера по совершенствованию механизма правового регулирования, реальную действительность, используя метод прогнозирования. Важную роль играют политико-правовые и ценностно-психологические элементы концептуальных положений. В концентрированном виде они отражают процесс концептуального обоснования общей воли государства через правовую идеологию, правовую психологию и правовую культуру. Отметим, что содержание концептуальных основ правозащитной политики раскрывает общий политико-правовой замысел и основные идеи формируемой политики. В то же время оно проявляет себя как: 1) особая разновидность знания; 2) обобщенная и абстрагированная информация; 3) результат аналитической и организационной работы субъектов правозащитной политики. Если в период формирования правозащитной политики произошла недооценка роли концептуальных основ, то, как показывает практика, это приводит к негативным последствиям. Действия субъектов исследуемой политики становятся неэффективными, поскольку они не до конца осознают цели и предмет формируемой политики, важность и необходимость её приоритетов. Как видим, субъекты правозащитной политики еще до формирования рассматриваемого феномена разрабатывают её концептуальные положения и на этой основе строят свою дальнейшую деятельность. Поэтому разработку правовой политики соответствующего вида и уровня нельзя считать завершенной, если не сформированы ее концептуальные основы. Такие основы можно представить как итоговый результат сложной интеллектуальной деятельности субъектов правовой политики, требующий больших затрат труда, владения особыми приемами и навыками. В данном случае нужны теоретические и практические подходы применительно к тому направлению, в котором предстоит реализация правовой политики. Подобная работа является воплощением стратегии политико-правового развития и её приоритетов. Например, создание эффективной правозащитной системы невозможно без научного обоснования перспективного планирования правового развития. Важность концептуальной работы в законотворчестве подтверждает С.В. Поленина. Так, по ее мнению, разработанные концептуальные положения на основе научно обоснованного перспективного планирования, способствуют повышению механизма координации субъектов правозащитной политики, позволяют избежать излишней поспешности и бессистемности в законотворческой работе. По нашему представлению, в концептуальной обоснованности прежде всего нуждаются базовые системообразующие законы. Рассуждая в этом направлении, следует подчеркнуть, что важными субъектами правозащитной политики выступают субъекты права законодательной инициативы. Они являются ключевыми фигурами законотворческой деятельности, начиная от Президента РФ и Правительства РФ и заканчивая региональными законотворческими органами. согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ всего насчитывается 705 субъектов права законодательной инициативы. Из них — 88 коллективных органов, имеющих статус субъектов права законодательной инициативы. Самым многочисленным субъектом является Государственная Дума. Она имеет 405 субъектов в лице своих депутатов. Они же одновременно выступают законодателями. С точки зрения потенциальных возможностей научного обеспечения правозащитной политики субъекты права законодательной инициативы неравнозначны. Так, коллективные субъекты имеют возможность использовать для концептуальной обоснованности такой политики свои штатные аппараты, юридические службы, привлекать экспертов и специалистов высокой квалификации за счет средств бюджетного финансирования. В результате эти органы обеспечивают более высокое качество концептуальной обоснованности всех видов и разновидности правозащитной политики. Характерно, что в период с 1994 по 2005 годы все субъекты права законодательной инициативы достаточно активно пользовались предоставленным им правом вносить свои законодательные инициативы. Однако после 2005 года абсолютным лидером стало Правительство РФ. На его долю приходится около 80 % законодательных инициатив. Как отмечает Т.В. Закупень, Правительство само формирует научные основы проектов законов, в которых само нуждается, добивается их принятия и само вырабатывает механизм их выполнения. Между тем, как показывает практика, высокая законотворческая деятельность Правительства не сопровождается повышением качества научной обоснованности законопроектов. Такое положение требует своего осмысления и соответствующего реагирования. Анализируя роль концептуальных положений в деятельности субъектов правозащитной политики, обратим внимание на необходимость различать понятия «эффективность правозащитной политики» и «эффективность концептуальных положений правозащитной политики». Такой подход позволяет определить роль каждого из этих феноменов в политико-правовой деятельности государства. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сираканян А.Р. О МНОГООБРАЗИИ СУБЪЕКТОВ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 179 - 184. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1387 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1387



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.