'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 41

Просмотры  114 просмотров

Чистяков Н.О.

  


ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВОЕННЫЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ОРГАН: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ *

  


Аннотация:
В статье раскрывается вопрос о возможности и целесообразности наделения военной полиции Вооруженных Сил РФ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Автором также затронута проблема отсутствия должного оперативного сопровождения уголовных дел, расследуемых военными следственными органами. Изучены основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность военной полиции и выявлены основные особенности данного органа   

Ключевые слова:
оперативно-розыскная деятельность, военная полиция, оперативное сопровождение, доказывание, квазиорган   


На сегодняшний день процесс расследования уголовных дел практически не обходится без оперативного сопровождения со стороны специальных правоохранительных структур. Они помогают получать информацию, необходимую для полного и всестороннего расследования преступлений способами, недоступными следствию. Как следственная так и оперативно-розыскная деятельность ставят борьбу с преступностью своей основной целью. В процессе расследования следственным органам могут оказывать оперативное содействие достаточно большое количество оперативно-розыскных органов. Все они перечислены в статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее Закон об ОРД) [1]. Основными органами, участвующими в расследовании большинства категорий преступлений, являются органы внутренних дел и органы Федеральной службы безопасности. Разумеется это не умаляет роли других оперативно-розыскных органов, однако сфера их деятельности весьма ограничена и специфична. Специфичной также является деятельность по расследованию преступлений, совершенных военнослужащими. Так в системе Следственного комитета РФ действуют специальные военные следственные органы, которые в соответствии с Приказом СК России от 15.01.2011 № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» осуществляют рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, к которым относятся: преступления, совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы; преступления, совершенные лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей или совершенные на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения; преступления, совершенные судьями военных судов, прокурорскими работниками органов военной прокуратуры и военных следственных органов СК России, в том числе не являющимися военнослужащими; преступления, совершенные неустановленными лицами вне территории (расположения) воинской части, соединения или учреждения при наличии достаточных данных, указывающих на принадлежность этих лиц к категории военнослужащих и других лиц, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов СК России и других категорий лиц [2]. Однако следует отметить, что если вопрос о том, кто осуществляет предварительное расследование преступлений, совершенных военнослужащими более менее решен, то вопрос о том, кто осуществляет оперативное сопровождение данных категорий уголовных дел остается на сегодняшний день открытым и актуальным. Данная проблема заключается в том, что на сегодняшний день у военных следственных органов практически отсутствует оперативная поддержка со стороны оперативно-розыскных органов, предусмотренных Законом об ОРД. Единственным органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в Вооруженных Силах РФ и оказывающим оперативное сопровождение военным следователям это Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках), однако их деятельность ограничена рамками вопросов борьбы со шпионажем, терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации и т.д., а также резонансными уголовными делами. Закон об ОРД в ст. 13 предусматривает наличие в структуре Министерства обороны РФ оперативно-розыскного органа, а именно органы внешней разведки Министерства обороны РФ, оперативно-розыскная деятельность которых ограничена вопросами обеспечения собственной безопасности. Участие органов внутренних дел, как оперативно-розыскного органа, в процессе расследования преступлений, совершенных военнослужащими, кажется нам невозможной и нецелесообразной, поскольку основная часть воинских преступлений совершается в воинских частях, учреждениях и организациях, где деятельность сотрудников полиции, в том числе негласная, может оказаться безрезультатной и невозможной, ввиду отсутствия у оперативных сотрудников должной подготовки в вопросах взаимодействия военнослужащих. Даже если не затрагивать расследование преступлений против военной службы, то следует отметить, что в Вооруженных Силах РФ также совершаются такие преступления как кражи, грабежи, хранение и сбыт наркотических средств и т.д., что в свою очередь требует качественной оперативной работы, но учитывая специфику места и характеристики личности преступника, выполнение этой работы целесообразно поручить специальному органу, знакомому с военной спецификой. В связи с этим и возникает вопрос об оперативном сопровождении процесса расследования таких категорий преступлений как преступления против военной службы. Сфера военной службы весьма специфична и достаточно секретна, поэтому и оперативно-розыскную деятельность в армии должен осуществлять специфичный орган. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чистяков Н.О. ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВОЕННЫЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ОРГАН: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 202 - 207. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1392 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1392



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.