'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 42

Просмотры  75 просмотров

Шпак А.М.

  


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СФЕРЕ ПОД/ФТ *

  


Аннотация:
на основе анализа национальной системы противодействия отмывания преступных доходов и финансирования терроризма (ПОД/ФТ) были выделены приоритетные направления по совершенствованию надзорной деятельности финансового мониторинга в сфере ПОД/ФТ   

Ключевые слова:
национальная система, финансовый мониторинг, легализация, повышение эффективности   


По статистике, ежегодный объём легализованных незаконных доходов во всем мире составляет около 2 трлн. долларов США, часть из которых идёт на финансирование преступной деятельности, в том числе терроризма [4]. Отмывание денег, полученных преступным путем носит опасность как для мирового общества, так и для России. Находясь не только в финансовой, но и банковской сферах незаконные операции могут разрушить всю экономику страны и привести к серьезному кризису, и связанно это с коррупцией, финансированием терроризма, использование незаконных операций для сокрытия реальных доходов и уклонения от выплаты налогов и бегством капитала за рубеж. В настоящее время в условиях нестабильности макроэкономической ситуации и неопределенности внешней среды в целях обеспечения финансовой безопасности государства усиливается роль экономических методов управления его хозяйственной деятельностью. К основным экономическим методам относится финансовый мониторинг - наблюдение за экономической деятельностью, денежными потоками, контроль и надзор за проведением финансовых операций. Основополагающим нормативным правовым актом Российской Федерации в сфере противодействия финансирования терроризма является Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии со ст. 3 этого закона, финансированием терроризма признаётся предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208 и рядом других УК РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений [1]. В Российской Федерации в настоящее время работа по развитию надзора в сфере ПОД/ФТ ведется по следующим направлениям: превентивное реагирование; рискориентированный надзор; регулирование деятельности некредитных финансовых организаций [3, с. 3-6]. Первое направление связано с различными аспектами работы по минимизации возможностей проникновения преступных доходов в банковский сектор и экономику страны в целом. Второе направление направлено на оздоровление финансового сектора страны, повышение его прозрачности, выявление клиентов и банков, вовлеченных в осуществление сомнительных операций, прекращение деятельности кредитных организаций, обслуживающих теневой сектор экономики. Третье направление обусловлено передачей Банку России полномочий по контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Выполняя функции мегарегулятора, в настоящее время Банк России осуществляет регулирование деятельности как кредитных организаций, так и некредитных финансовых организаций. В Российской действительности система финансового мониторинга «Росфинмониторинг» не выполняет поставленные задачи в полной мере, поскольку существуют сложности в сокращении объёмов незаконной предпринимательской деятельности, предотвращении отмыванию незаконных доходов из-за несовершенства механизма регулирования незаконных операций в финансовой сфере. Поэтому в настоящее время существует необходимость в формировании кардинально новых подходов к повышению эффективности системы финансового мониторинга в России. Для того чтобы повысить эффективность функционирования системы финансового мониторинга следует проделать комплекс работ, которые смогли бы обеспечить достаточно успешное функционирование информационной системы, нормативно – правовой базы, комплекса методов анализа и обработки сообщений и информации, организационной структуры финансового мониторинга [2]. В связи с этим целесообразно обеспечить организацию трёхуровневой системы финансового мониторинга, состоящей из следующих уровней: 1. финансовый мониторинг на стадии первичного анализа, который заключается в проведении анализа и оценки финансовых и иных операций, сделок, которые осуществляются финансово – кредитными учреждениями по поводу транзакций с финансовыми ресурсами и иными активами; 2. финансовый мониторинг на уровне государства, который непосредственно осуществляется уполномоченными и надзорными органами, такими как Росфинмониторинг, а также подразделениями финансовых разведок (ПФР); 3. финансовый мониторинг на уровне стран, который осуществляется межгосударственными и наднациональными организациями, такие как ФАТФ, в должностные обязанности которых входит разработка методических рекомендаций с учётом специфики законодательства различных стран по проведению финансового мониторинга в целях противодействия финансированию терроризма, легализации преступных доходов, а также делегирование и координирование между собой национальных подразделений финансовых разведок.  Выводы. Проблемы совершенствования государственного контроля актуальны всегда и особенно в настоящее время. Полномочия контрольных органов страны определяются многочисленными законодательными актами, которые нередко  допускают дублирование при выполнении соответствующих функций. Бесспорно такая ситуация негативно сказывается на развитии страны. В настоящий момент законодательством предусмотрены меры, которые направлены на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. К ним относятся, в первую очередь, обязательный контроль и необходимые процедуры внутреннего контроля. Следует отметить, что оценка рисков отмывания денег и финансирования терроризма должна периодически подвергаться пересмотру по мере накопления практики и с учетом новых реалий. Необходима стратегия, разработанная государством, в борьбе с финансовой преступностью, в которой должны взаимодействовать все органы власти, где главную роль должен играть Центральный банк Российской Федерации и проводить мониторинг и пресечение денежных потоков в террористические группировки. Важно отслеживать всю информации, и создание единой базы, содержащей все необходимые документы для удостоверения подлинности личности, которые ведутся различными государственными органами – правоохранительными, миграционными, налоговыми. Необходимо, чтобы банки имели к ним доступ для пользования

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шпак А.М. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В СФЕРЕ ПОД/ФТ // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 208 - 211. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1393 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1393



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.