'
Соседкина К.Н.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
в работе обоснована актуальность и методологическая основа развития управленческой культуры руководителей учреждения образования. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе ГОУ ДОП «Институт развития образования Кузбасса». Обоснованы выводы об эффективности разработанной и реализованной программы развития управленческой культуры руководителей образовательных учреждений.
Ключевые слова:
учреждения образования, руководители, управленческая культура, эмпирическое исследование, программа, развитие
Исследование проблемы развития управленческой культуры на современном этапе имеет особую значимость, обусловленную повышением требованиям к образовательным учреждениям и его руководящим кадрам [2, c. 55]. Рассматриваемые вопросы нашли свое отражение во многих публикациях отечественных (А. А. Болотников, Т. П. Макарова, Т. О. Третьякова, З. С. Хакимова и др.) и зарубежных авторов (Т. Дил, У. Оучи, В. Сате, К. Шольц и др.), но не теряют своей актуальности и требуют детальных, более глубоких теоретических и практических разработок. Эмпирическое исследование, направленное на изучение и развитие управленческой культуры руководителей учреждений образования, проводилось нами на базе Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кузбасса». Выборку исследования составили директора или заместители директоров средних общеобразовательных школ г. Кемерово в количестве 20 человек. Социально-демографические и профессиональные характеристики следующие: абсолютное большинство респондентов – представительницы женского пола, средний возраст – 43,5 года, средний стаж работы на управленческой должности – 12,4 года.В качестве диагностических методик выбрана авторская анкета и тестовые методики – «Стили руководства» (авторы Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) [1, c. 19], «Якоря карьеры» (Э. Шейн) [3, c. 115]. Характеристика методик приведена в таблице 1.Таблица 1. Диагностический инструментарий исследования.Информация таблицы 1 показывает, что выбранные для исследования методики имели разноплановый характер. Это позволяло всесторонне проанализировать проблему – определить отношение респондентов к собственным управленческим качествам, выявить их карьерные устремления и стиль управления, который они используют в процессе руководства учреждением образования.Проводилось эмпирическое исследование в рамках трех этапов – констатирующего, формирующего и контрольного. Начальный (констатирующий) эксперимент имел целью – выявление изначального уровня развития управленческой культуры руководителей образовательных учреждений. Обобщенные результаты констатирующего эксперимента приведены на рисунке 1.Рис. 1. Уровень развития управленческой культуры руководителей учреждений образования (констатирующий эксперимент), %. Как видно из рисунка 1, половина респондентов (50%) в рамках констатирующего эксперимента продемонстрировали средний уровень управленческой культуры, а еще 30% – низкий. Высокий уровень показателя выявлен только у 20% респондентов. Полученные результаты наглядно показывают, что, несмотря на наличие знаний, относительно управленческой культуры, не все руководители учреждений образования могут эффективно применить их на практике. Отсюда возникла необходимость разработки и реализации программы развития управленческой культуры участвующих в исследовании руководителей образовательных учреждений. Данная работа была реализована нами в процессе формирующего эксперимента, цель которого определена следующим образом – повышение уровня управленческой культуры руководителей учреждений образования.Направления работы по развитию управленческой культуры руководителей с описанием приведены в таблице 2.Таблица 2. Направления работы по развитию управленческой культуры руководителей учреждений образования.Как свидетельствует информация, представленная в таблице 2, работа в процессе формирующего эксперимента охватывала широкий спектр методов и приемов. Были проведены групповые и индивидуальные занятия, разработаны методические материалы, способствующие продолжению развития управленческой культуры в самостоятельном режиме. После реализации работы по программе развития управленческой культуры руководителей учреждений образования мы провели повторную диагностику респондентов по методикам, аналогичным констатирующему эксперименту. Сравнительные результаты первичной и повторной диагностики приведены на рисунке 2.Рис. 2. Уровень развития управленческой культуры руководителей учреждений образования (констатирующий и контрольный эксперимент), %. Данные, представленные на рисунке 2, показывают позитивную динамику исследуемых показателей: высокий уровень развития управленческой культуры по итогам контрольного эксперимента продемонстрировали на 10% больше респондентов, чем в начале эксперимента. Выросло значение среднего уровня (+10%), а низкий уровень развития управленческой культуры остался только у 10% респондентов, в отличие от 30% при первичной диагностике.Таким образом, управленческая культура является значимым аспектов деятельности руководителей учреждений образования, а потому привлекает внимание многих отечественных и зарубежных ученых. Эмпирическое исследование, проведенное на базе ГОУ ДОП «Институт развития образования Кузбасса», показало эффективность разработанной и реализованной нами программы по развитию управленческой культуры руководителей. Следовательно, данную программу можно рекомендовать к применению для повышения уровня управленческой культуры руководителей образовательных организаций других регионов страны.
Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3
Ссылка для цитирования:
Соседкина К.Н. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 230 - 235. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13947 (дата обращения: 05.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*