'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 49

Просмотры  90 просмотров

Белявская Л.И., Заборник Л.С.

  


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается эффективное применение инновационных стратегий чтения на уроках английского языка из опыта обучения учащихся основной школы. Представленные методы способствуют развитию аналитических навыков учащихся при работе с текстом разной степени сложности. Апробированные стратегии рекомендуется применять в основной и старшей школе   

Ключевые слова:
виды чтения, развитие навыков, анализ, аргументация, текстовыделители   


Современный ученик получает информацию из различных источников посредством чтения. У учащихся должны быть сформированы такие навыки чтения и работы с текстом как: поиск информации, выделение нужной информации для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей, их интерпретация и преобразование. При этом ученики используют различные стратегии чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, требующие разных подходов и методических приемов. Овладение различными стратегиями чтения способствует повышению информационной и читательской культуры учащихся, помогает индивидуализировать процесс чтения, так как каждый ученик имеет возможность читать тексты в соответствии со своим темпом, уровнем обученности, своими потребностями и интересами, выбирая и используя наиболее подходящий для него метод чтения для решения поставленной задачи. Как сделать процесс чтения более эффективным и при этом помочь учащимся развить навыки рефлексии, анализа и исследования? Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы решили исследовать различные подходы и методы организации процесса чтения с учащимися 9 классов. Одной из выбранных стратегий мы определили Чтение с текста с текстовыделением. При работе с текстом учащиеся пользуются текстовыделителями иногда разных цветов для выделения ответов или доказательств к разным вопросам, заданиям или задачам. Развитие навыков поискового чтения с использованием различных способов поиска, сбора информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами должно носить целенаправленный характер и проходить регулярно.Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, «умения читать, неподкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными». К поисковому чтению, как правило, предъявляются три главных требования: точное формулирование задания для поиска, ограниченное во времени проведение поиска нужной информации, гарантированное нахождение требуемой информации в тексте. Поэтому при подготовке к уроку мы не только тщательно отбираем или готовим текстовый материал, но и детально разрабатываем вопросы или определяем задания для исследования и решения. Сканирование текста, т. е. поисковое чтение для нахождения нужной информации в тексте. Это умение предполагает, что не нужно читать все, каждое слово и каждую строчку. Нужно быстро найти слово, дату, номер телефона и т.д. Учащиеся просматривают или сканируют текст и выделяют ответ. При регулярной тренировке учащиеся умело используют данный вид чтения для нахождения нужной информации, ответа или быстрого решения поставленных вопросов. На вопрос анкетирования «Помогает ли работа с текстовыделителем при сканировании текста?» 95% учащихся дали утвердительный ответ, отметив, что они стали выполнять задания более качественно, давали правильные ответы за более короткий период времени. Просмотровое чтение текста т.е.чтение для общего понимания основного содержания. Просмотровое чтение–это чтение, при котором учащиеся не обращают внимание на все детали, им нужно понять тему и основную мысль текста. Учащимся предлагаем прочитать заголовок, выделить основные слова, просматривая текст отследить и выделить эти слова или их синонимы, определить главную тему, идею и выделить строки, подтверждающие это. Можно предложить определить жанр текста, мнение автора. При работе с текстовыделителями, рабочий текст учащихся превращается в разноцветный ковер. С одной стороны, данный вид работы привлекает внимание учащихся, с другой стороны – позволяет быстрее ориентироваться в тексте и отвечать на поставленные вопросы. Работа с лексикой. Для развития лексического запаса учащихся и его пополнения мы предлагаем учащимся выбрать из текста синонимы, выделить их и соотнести выделенные слова с данными в задании словами. Интересным заданием с новыми словами было для учащихся заполнить пропуски в (summary)кратком изложении текста, но как отметили учащиеся в опросе, сложнее было написать само краткое изложение текста. Для выполнения таких заданий учащимся 9 классов приходится анализировать материал, обобщать данные, информацию или суммировать основные идеи, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, находить пути решения проблем. Поэтому развитие навыков чтения предполагает не только их развитие, но и развитие навыков мышления (критического, аналитического, творческого) и исследования. Наблюдение. Применяя стратегию работы над текстом с текстовыделителем, мы провели опрос учащихся. Говоря об эффективности данного метода работы и качествах, которые были развиты у учащихся, они отметили, что эта стратегия помогла им быть более внимательными при работе с текстом (80% учащихся), выделенные идеи им было легче сравнивать и анализировать (86%) т.е. можно сказать, что, работа с текстовыделителями при чтении текстовой информации развивает внимательность, мышление, а вместе эти качества формируют наблюдательность учащихся, что в свою очередь, способствует развитию умению наблюдать. Мы знаем, что наблюдение - самый популярный и самый доступный метод исследования. Так, постепенно, умение наблюдать способствует развитию умения видеть проблемы, идентифицировать их, находить пути решения. Умение видеть проблему характеризует мышление человека. Развивается это умение в самых разных видах деятельности. Способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования или проблему с разных сторон - важное умение. Поэтому мы предлагаем учащимся не только определить проблему, но и обсудить ее с разных точек зрения, поставив себя в неожиданную позицию или роль. Ведь если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от твоего взгляда и часто не замечается другими. Еще одним заданием было определение позиций разных авторов по определенной проблеме. Учащимся нужно проанализировать отношение автора к проблеме и высказать свое согласие или несогласие с данной позицией, предоставив аргументы. Развитие умений задавать вопросы. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы. Вопрос направляет мышление ученика на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду. Практика показывает, что не все учащиеся могут успешно задавать вопросы. Поэтому, кроме практики поиска ответов на предлагаемые вопросы по материалам текста, мы даем задание учащимся выделить доказательства правильности ответа в тексте. На следующем этапе развития умения задавать вопросы учащимся предлагается самим составить 2-3 вопроса по тексту для работы одноклассников. Такие задания помогают учащимся лучше понимать текст, быстрее находить ответы на поставленные вопросы. Развитие умений классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип (основание) деления. Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать ее обозримой. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность. При работе с текстом мы предлагаем ученикам классифицировать лексические единицы по частям речи, структуре, значимости явления или проблемы. Иногда учащимся дается возможность самим определить признак классификации понятий или проблем, что позволяет им глубже понимать взаимосвязь между предметами, явлениями, проблемами и последствиями, делает их мышление гибче, развивает логику мышления. Обобщение. Перефразирование. Чтобы лучше понять, насколько точно учащийся понял предоставленную информацию, мы используем прием «восстановление» или «заполнение пропусков» Так, учащиеся получают текст - обобщение, в котором пропущены слова (количество слов колеблется от 5 до 10). Задача учащихся - заполнить пропуски подходящими по смыслу словами. Задача усложняется, если учащимся самим предлагаем обобщить или суммировать полученную информацию. Прием «дополнение» основан на отрывке текста или ряде незаконченных утверждений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. Данный прием мы применяем для развития умения чтения текста с полным пониманием информации. Выбор заданий зависит от целей урока и уровня подготовленности группы. Еще одно умение, которое необходимо современным ученикам, умение перефразировать информацию не искажая ее. При формировании этого умения необходимо не только хорошо понимать прочитанное и точно передать идеи текста используя синонимичную лексику, но и логически их выстроить, что позволит легко и быстро понять общие идеи, соотнести с идеями оригинала.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Белявская Л.И., Заборник Л.С. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 237 - 242. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1400 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1400



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.