'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 50

Просмотры  96 просмотров

Васильев А.Н.

  


МИССИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКВИ НА РУСИ В 60-Е ГГ. IX В.: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОС *

  


Аннотация:
в статье рассматривается деятельность церковной миссии Византии, посланной патриархом Фотием в 860-е гг. на Русь. Предпринята попытка сопоставить отправку миссии с международной политической обстановкой в Восточной Европе, представлен анализ интересов сторон. Отдельное внимание уделено связи с миссионерской деятельностью Константина Философа и Мефодия в Хазарии, происходившей в тот же период. Предложена возможная причина прекращения миссионерской деятельности византийцев при Олеге Вещем   

Ключевые слова:
Древняя Русь, Византия, русы, крещение, миссия, христианство, хазары   


Набег русов на Константинополь в 860 г. стал весьма заметным событием в политической жизни Восточной Европы во второй трети IX в. Невероятный военный успех «неодолимого и безбожного народа русов» интересен не только сам по себе, но и благодаря произошедшим после него событиям. Около 867 г. патриарх Фотий, описывая набег русов в своём Окружном послании, заявил, что «и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан» [1, с. 132]. В сообщении Фотия содержится и информация о пребывании греческих священников на Руси: «приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды» [1, с. 132-133]. В написанной Константином Багрянородным биографии Василия I из хроники продолжателя Феофана, рассказывающей о набеге русов, эпизод принятия христианства также присутствует: он сопровождает тут заключение мирного договора между русами и ромеями, причём Василий склонил пришельцев к согласию «щедрыми раздачами золота, серебра и шёлковых одеяний» [2, с. 177-178]. Более поздняя хроника Иоанна Скилицы содержит несколько иную интерпретацию отношений Константинополя и русов: после возвращения из Византии они отправили императору Михаилу III посольство, которое «умоляло о сопричастии к божественному крещению, что и случилось» [3, с. 217]. Итак, по итогу переговоров русов с ромеями часть пришельцев приняла христианство, а в земли русов был послан священник (архиерей или архиепископ), который крестил там «множество» людей [2, с. 178]. Эпизод с отправкой по договору на Русь византийского священника для распространения христианства довольно давно попал под внимание учёных – однако чаще всего лишь как событие, способствовавшее становлению христианской веры на Руси. Впрочем, его интерпретация весьма неоднозначна. В большинстве работ сведения о византийских священниках в Восточной Европе как собственно «миссия» долгое время не рассматривались: Макарий в своей «Истории русской церкви» рассматривал события 60-х гг. IX в. как крещение правителей, Аскольда и Дира, видя в посланных священниках южных славян [4, с. 76]. Е. Е. Голубинский занимал более критическую позицию, считая, что неправомерно говорить о крещении Кивеской Руси в IX в. при отсутствии каких-либо свидетельств в Повести временных лет – вместо этого исследователь предлагал концепцию, согласно которой осаждала Константинополь и приняла крещение гипотетическая Русь Азово-Таврическая [5, с. 37-42]. Советская историография, исходя из позиции формирования в славянском обществе феодальных отношений к IX в., видела в крещении Руси в 860-х гг. принятие христианства лишь группой княжеской элиты и попытку утверждения государственной властью новой религии, потерпевшей неудачу вследствие сопротивления оппозиционно настроенных сил [6, с. 49]. Хотя действия византийской церкви назывались порой «миссией», как такового значения ей кроме крещения княжеского окружения не уделялось [7, с. 818]. И. Я. Фроянов в своём труде «Загадка крещения Руси» расценивает деятельность византийской церкви как миссионерскую, довольно скромно характеризуя её как «лишь первые попытки христианизации восточных славян» [8, с. 65]. Выделяется на этом фоне монография О. М. Рапова: согласно ней, во второй половине IX в. произошло не одно, а два «крещения Руси»: между осенью 865 и началом 867 гг. и в период между 874 и 877 гг. [9, с. 87, 98]. Причиной принятия христианства учёный назвал постигший восточных славян голод и впечатление, произведённое «чудом» неопалимого Евангелия, которое историк интерпретирует как специально устроенное византийцами действо. Более обстоятелен подход к изучению проблемы церковной миссии на Руси у историков-византинистов: Г. Г. Литаврин, комментируя русско-византийские отношения в 860-х гг., считает поход на Константинополь и акт крещения русов и просьбу об отправке священника политическим ходом: благодаря дерзкой военной акции русы получили дипломатическое признание от одной из самых могущественных держав, заключили выгодный мир и через христианство вошли в круг цивилизованных народов [10, с. 60]. В свою очередь С. А. Иванов, исследовавший вопрос со стороны Византии, видит в крещении русов попытку замирить варварский народ новой верой и возыметь над ним рычаг влияния в виде церковной организации [11, с. 25]. Созданный на сегодняшний день круг исторических сочинений в целом позволяет ответить на многие вопросы относительно миссионерской деятельности византийцев на Руси во времена Фотия, но, тем не менее, оставляет ряд довольно спорных мест – прежде всего, результатов деятельности и времени прекращения существования миссии. Для попытки найти ответ на эти непростые вопросы, стоит учитывать, что набег и последующее крещение русов происходили в довольно нестабильной в Восточной Европе военно-политической обстановке: Византия находилась в военном противостоянии с арабами (Михаил III отсутствовал в столице во время нападения русов, находясь в походе против них [10, с. 49]), недавно обращённая в христианство Болгария «колебалась в вере», грозя стать противником ромеев [9, с. 77], Хазарский каганат разграничил сферы влияния с Северной конфедерацией племён в Восточной Европе [12, с. 101-102], разделив восточнославянские земли, а русы закрепились в Киеве, угрожая Византии и хазарам [13, с. 132-133].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Васильев А.Н. МИССИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦЕРКВИ НА РУСИ В 60-Е ГГ. IX В.: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОС // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 243 - 250. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1401 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1401



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.