'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 53

Просмотры  117 просмотров

Елеманова С.А.

  


КАЗАХСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И КОНВЕНЦИЯ ЮНЕСКО О СОХРАНЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ *

  


Аннотация:
Казахская традиционная музыкальная культура является нематериальным культурным наследием Казахстана. После ратификации Конвенции Юнеско о сохранении нематериального культурного наследия в 2011 году в Казахстане началась работа по имплементации конвенции. В статье анализируются проблемы сохранения традиционной музыки и причины торможения этой работы. К числу важнейших вопросов сохранения нематериального культурного наследия относятся: создание закона о НКН, придание носителям и исследователям традиции особого социального статуса, создание постоянно обновляемого Национального Перечня НКН   

Ключевые слова:
нематериальное культурное наследие, защита, сохранение, закон об НКН, статус носителя традиции   


Казахская традиционная музыкальная культура – это нематериальное культурное наследие, роль которого для Казахстана очень важна. Нематериальное культурное наследие при том, что оно тесно связано с материальным, обладает своими особенностями не только в плане закрепления, но и в плане самого существования. Оно также нуждается в охране, как и памятники материального культурного наследия. Более того, угроза деградации и исчезновения памятников устного нематериального наследия еще выше, чем материальных памятников, при этом необходимость принятия мер по сохранению нематериального культурного наследия не так наглядна, как в отношении материального культурного наследия. Хотя нематериальное культурное наследие есть нечто исчезающее, ускользающее, эфемерное, но важность его для духовного здоровья народа неизмерима. Как известно, принятие Конвенции ЮНЕСКО о нематериальном культурном наследии человечества произошло через 31 год после Конвенции о материальном наследии. Объективно это говорит о сложности осмысления и признания нематериального культурного наследия как подлинной ценности человечества и о том, что в обществе не всегда присутствует понимание того, что надо делать, чтобы исключить деградацию и гибель нематериального культурного наследия. Нематериальное культурное наследие - это самобытные культурные феномены, передающиеся «из уст в уста», существующие в виде памяти, в виде традиции, в виде социальных, культурных и психологических механизмов воспроизводства традиции и искусства в обществе. Оно существует до тех пор, пока передается традиция, существует этнос, пока этот этнос осознает свое место в мире и свой способ освоения действительности. Этот «алгоритм» этноса - язык, музыка и фольклор. К этническим нематериальным культурным традициям также относится, несмотря на свою материальную форму, народное прикладное искусство – ковроткачество, кошмоваляние, тускиизы, сырмаки, народное ювелирное искусство (зергерлик), кожевенное ремесло и др., потому что и здесь важен способ, навык, традиция, с помощью которого все это производится. Казахстан ратифицировал Конвенцию Юнеско о сохранении нематериального культурного наследия 2003 г. в декабре 2011 г. Уже в январе 2012 г. Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО была начата работа по выполнению рекомендаций Конвенции после ратифицирования ее республикой: был образован Общественный Национальный комитет по НКН. С его помощью были подготовлены несколько заявок в Репрезентативный список. В ноябре 2014 г. заявка Искусство традиционного домбрового кюя была включена в Репрезентативный список Юнеско. Это первая национальная номинация Казахстана в Репрезентативном Списке ЮНЕСКО. В настоящее время у Казахстана в Репрезентативном списке несколько мультинациональных (Айтыс и Юрта, Наурыз, Искусство ловчих птиц) номинаций и две национальные номинации Искусство казахского домбрового кюя и «Қазақша күрес». С участием членов Национального комитета по НКН была разработана концепция по конвенции ЮНЕСКО «О сохранении НКН», которая была одобрена Правительством РК (Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2013 года № 408 «О Концепции об охране и развитии нематериального культурного наследия в Республике Казахстан. Концепция должна определять задачи и основные механизмы реализации государственной политики по сохранению и развитию нематериального культурного наследия народов. Несмотря на все эти формальные/официальные процедуры, деятельность по сохранению НКН в республике сильно тормозится. Необходимо проанализировать причины, почему это происходит, и сделать это могут только специалисты – искусствоведы, этномузыковеды, культурологи и сами носители традиций, обладающие пониманием насущных задач. В этой связи чрезвычайно важно признание приоритетом государственной политики сохранение, развитие и популяризацию нематериального культурного наследия народов Казахстана. Новый этап по сохранению НКН, связанный с Конвенцией Юнеско 2003 г., должен сопровождаться качественным переосмыслением роли и значения национального нематериального культурного наследия в республике. Необходимо осмыслить его не только как национальное наследие, но и как часть мировой культуры, как важнейший элемент международного культурного сотрудничества. Для этого необходимо активно включиться в тот процесс, который определил и возглавил Юнеско.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Елеманова С.А. КАЗАХСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И КОНВЕНЦИЯ ЮНЕСКО О СОХРАНЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 258 - 264. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1404 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1404



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.