'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  167 просмотров

Дряхлова Е.С.

  


ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА *

  


Аннотация:
статья посвящена определению роли субъектов малого предпринимательства в экономике страны, выявлена доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте. Автором определены три основных направления в развитии учетной системы субъектов малого предпринимательства. Также рассмотрены отдельные проблемы бухгалтерского учета, влияющие на развитие малого бизнеса.   

Ключевые слова:
бухгалтерский учет, отчетность, малый бизнес, учетная политика, субъекты МСП   


Малый бизнес – это ключевой сектор экономики нашей страны, который позволяет решать множество социально-экономических проблем. Учитывая важную роль в становлении национальной экономики, государством оказывается всесторонняя поддержка субъектам малого предпринимательства, заключающаяся как в прямом субсидировании, так и в предоставлении различных льгот. Оценивая социально-экономическую роль малого бизнеса, можно выделить следующие преимущества:- положительное влияние на динамику экономического роста,- увеличение налоговой базы и отчислений в бюджет,- удовлетворение спроса на дифференциацию товаров,- эффективное использование трудовых ресурсов - позволяет обеспечивать занятость населения на местном и региональном уровнях,- обеспечение конкурентной среды, что служит стимулом для создания инноваций в отдельной отрасли,- быстрое и гибкое реагирование на изменения, происходящие на рынке. Важно отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой доля организаций малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте (далее – ВВП), как правило, превышает 50%. В России доля малого и среднего бизнеса составляет около 20%, как можно увидеть из рисунка 1. Рис. 1. Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Российской Федерации, % [2].Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России остается практически неизменной на протяжении последних шести лет, несмотря на увеличение количества организаций данного сектора. При этом, в последние годы неоднократно отмечалась важность повышения доли субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны до значений, приближенных к странам с развитой рыночной экономикой. Однако, из статистических данных, следует, что принимаемые меры поддержки данного сектора являются недостаточными в виду отсутствия существенной положительной динамики. Так, данная форма хозяйствования имеет ряд преимуществ для собственников бизнеса, среди которых – государственная поддержка, льготные режимы налогообложения, низкие административные расходы. Однако, в условиях постоянно меняющегося рынка, малый бизнес – имеет меньшую устойчивость к колебаниям. Низкий размер собственного капитала, зачастую не позволяет полностью реализовать инновационный потенциал субъекта малого предпринимательства, при этом на начальном этапе возникают сложности с получением кредитов. Одной из принятых мер, в рамках государственной поддержки малого и среднего бизнеса стала возможность упрощения учетных процедур, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности [1]. На сегодняшний день, можно увидеть стремление малого бизнеса к сокращению объема проводимых учетных процедур, которое, с одной стороны, позволяет оптимизировать ресурсы и перенаправить их на другие задачи, с другой стороны, состав отчетности напрямую влияет на принятие правильных решений собственниками бизнеса и инвесторами. Поэтому одним из основополагающих аспектов в формировании современной учетной системы малого бизнеса является грамотное и эффективное обеспечение информацией заинтересованных сторон.Таким образом, в современной практике сложилось три основных направления в рамках развития учетной системы малого предпринимательства:- использование инноваций и цифровых технологий для создания экосистемы бизнеса,- внедрение принципов МСФО в отчетность малого и среднего бизнеса,- раскрытие нефинансовых данных в отчетности (ESG-повестка).Также важно отметить, что в настоящее время одной из ключевых тенденций ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства является – автоматизация. Современные организации стараются обеспечить максимальную производительность при минимальных издержках. При этом в условиях жесткой конкуренции, возникает необходимость в оптимизации деятельности – автоматизации учета. Тенденция к автоматизации учета позволила бухгалтерам сократить время на выполнение рутинных операций и повысить скорость обработки информации. Современные процессы напрямую влияют на деятельность малого бизнеса, в том числе и на ведение бухгалтерского учета, который служит информационной основой для анализа финансового положения собственниками организации и инвесторами. Поэтому необходимо создание точной и эффективной системы учета, которая не только бы не сдерживала предпринимателей, но и способствовала их привлечению к открытию собственного дела. Поэтому, на наш взгляд, важно выделить следующие проблемы в области бухгалтерского учета, оказывающие влияние на развитие субъектов малого предпринимательства.1. Одновременное ведение бухгалтерского и налогового учета – в следствие этого существенное увеличение объема учетной работы. Несовершенство методологии в учете приводит к искажениям и допущениям, что непосредственно влияет на ведение бухгалтерского учета. 2. Отсутствие единого нормативного документа, содержащего все требования и рекомендации к малому бизнесу при ведении бухгалтерского учета. 3. Учетная политика – является основным документом бухгалтерского учета организации малого бизнеса, которая лежит в основе эффективной и грамотной учетно-аналитической системы. При этом, разрабатываемые и утверждаемые учетные политики формируются в сжатом виде, не раскрывая основных сторон учета. Также происходит отражение методов, которые являются недействительными в связи с произошедшими изменениями в нормативно-правовых документов. На наш взгляд, в первую очередь, необходима разработка отдельного единого нормативно-правового документа для организаций малого бизнеса, в котором были бы объединены все требования к субъектам малого предпринимательства.Таким образом, субъекты малого предпринимательства – это ключевые субъекты в рамках развития экономики страны, которые способствуют не только ускоренному внедрению инноваций, но и обеспечивают рабочими местами часть экономически активного населения. При этом, существующие упрощенные способы формирования бухгалтерской отчетности организациям малого бизнеса, с одной стороны облегчают ведение бухгалтерского учета, с другой стороны данная информация может оказаться недостаточной для пользователей данной отчетности. Также была отмечена необходимость создания отдельного единого нормативно-правового документа, который позволил бы оптимизировать все требования к организациям малого бизнеса в области бухгалтерского учета.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Дряхлова Е.С. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Вестник науки №4 (73) том 4. С. 70 - 74. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14045 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14045



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.