'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 4
  4. Научная статья № 25

Просмотры  273 просмотров

Зотова В.И., Фомина М.И.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена налоговому контролю в Российской Федерации, а также используемому инструментарию для его осуществления, анализу статистики налоговых проверок за период с 2020 по первый квартал 2023 года и вытекающих на основании этой статистики проблем и недостатков налогового контроля и возможные пути их решения.   

Ключевые слова:
налоговый контроль, проблемы, анализ, решение   


Связь между налогами и государством неоспорима. По данным статистики, налоги составляют примерно 66% доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечивая эффективное функционирование государства и муниципальных образований. Поэтому государство активно следит за соблюдением гражданами РФ обязательств по уплате налогов, установленных в статье 57 Конституции РФ [1].Значимость налогового контроля для финансовой системы России и нерешенные вопросы в области правового регулирования налогового контроля делают эту тему актуальной.Один из ключевых инструментов, которым государство осуществляет контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов, — это налоговый контроль. Его легальное определение содержится в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Согласно этому нормативно-правовому акту, налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов по проверке соблюдения налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, а также плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в установленном порядке [2].Значение налогового контроля состоит в следующем:Обеспечить стабильность экономики и финансовой системы страныОбеспечивает поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней.Способствует укреплению налоговой дисциплины и финансового правопорядка.Выполняет охранительную функцию, в результате чего происходит привлечение к ответственности за налоговые правонарушения и превентивную функцию, которая способствует предупреждению новых налоговых правонарушений.Однойизосновныхфункцийналоговыхоргановприосуществленииимиконтрольнойдеятельностиявляетсяпроведениепроверок.Налоговые проверки — это форма налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. В Налоговом кодексе перечислены две формы таких проверок: камеральные и выездные35.Для понимания необходимости такого рода контроля со стороны налоговых органов, возьмем как пример статистику за 1-е полугодие 2022- 2023 годов.Из сведений об организации и проведении камеральных и выездных проверок по состоянию на 01.07.2023. За 1-е полугодие 2023 года по России в целом проведено 27 млн проверок, из них результативных — 0,9 млн проверок, с доначислениями на общую сумму 569,4 млрд руб. (налог, пени, штраф), в т.ч. налоги — 528,3 млрд руб.За 1-е полугодие 2022 года по России в целом проведено 29,2 млн проверок, из них результативных — 1,2 млн проверок, с доначислениями на общую сумму 41,4 млрд руб. (налог, пени, штраф), в т.ч. налоги — 28,5 млрд руб. За аналогичные периоды: 2021 года было проведено — 44,7 млн проверок, из них результативных — 1,4 млн с доначислениями 34,4 млрд руб. (налог, пени, штраф), в т.ч. налоги — 21,3 млрд руб., 2020 года проведено 31,6 млн проверок, из них 0,9 млн с доначислениями на общую сумму 14,6 млрд руб. За 6 месяцев 2022 года проведено по России всего 5 531 проверки организаций, из них результативных — 5 281 проверок на общую сумму доначислений 1,08 трлн руб. (из них налоги — 720,3 млрд руб.) или в среднем 204,5 млн руб. доначислений на одну проверку. В 2021 году за 6 месяцев проведено 2 982 проверок, из них результативных — 2 857 на общую сумму доначислений 132,5 млрд руб. (88,5 млрд руб. — налоги) или в среднем 46,4 млн доначислений на одну проверку. За тот же период 2020 года было проведено 1 535 проверок, результатом 1 486 проверок стали доначисления на общую сумму 44,8 млрд руб. (налоги — 31,5 млрд руб.) и доначисления на 1 проверку составили — 30,2 млн руб. Небольшое количество выездных проверок в 2020 году вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль [3]. Средняя сумма доначислений на 1 выездную проверку организаций составила: 6 месяцев 2020 года — 62,9 млн руб. 6 месяцев 2021 года — 78,0 млн руб. 6 месяцев 2022 года — 409,1 млн руб.Данная статистика свидетельствует о том, что механизм налогового контроля в стране имеет ряд недостатков, а именно:С внедрением инновационных инструментов налогового контроля, таких как налоговые проверки, в связи со сложностью проверяемых операций и видов деятельности все большее значение приобретают вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации налоговых кадров, способных давать квалифицированные и мотивированные заключения налогоплательщикам. Фискальная направленность налогового контроля. Фокус на фискальной направленности налогового контроля выражается в том, что в процессе налоговых проверок основное внимание уделяется выявлению нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. Основная задача налогового контроля заключается в выявлении нарушений, налагании штрафов и возмещении ущерба, причиненного государству. При этом возможны случаи злоупотребления полномочиями и ошибочного наложения штрафа на невиновное лицо. В действительности основная цель налоговых проверок – это стимулирование и контроль налоговой деятельности для стимулирования экономического роста предприятия и решения социальных проблем. В перспективе такой подход к налоговому контролю может стать одним из основных стимулов государственного регулирования.3. Еще одна из важных проблем в системе налогового контроля является отсутствие четко выстроенной комплексной стандартной процедуры организации налогово-контрольных проверок, а также единой системы критериев, для определения правонарушений. Эта ситуация приводит к увеличению конфликтов между бизнесом и налоговыми органами, что отрицательно сказывается на бизнес-среде и инвестиционном климате. Необходимо разработать четкие критерии и процедуры для проведения налогово-контрольных проверок, чтобы исключить субъективность и произвол со стороны налоговых инспекторов.Также важно создать систему обжалования решений налоговых органов и обеспечить доступ к судебной защите для бизнеса. Прозрачность и законность налогового контроля являются основой доверия между бизнесом и государством, поэтому необходимо активно работать над улучшением этой ситуации.4. Низкий уровень налоговой культуры приводит к распространенным налоговым правонарушениям, уклонению от уплаты налогов и обману налоговых органов. Необходимо проводить массовую работу по повышению налоговой грамотности населения, организовывать обучающие семинары и информационные кампании о налоговых обязанностях и правах граждан в области налогообложения. Важно также улучшить доступность и понятность налоговой информации для всех категорий налогоплательщиков. Работа по формированию высокой налоговой культуры субъектов является важным шагом на пути к справедливому и эффективному налоговому контролю.Для решения такой проблемы как налоговый контроль, следует рассмотреть следующие рекомендации: • проведение обучающих мероприятий для налогоплательщиков по вопросам налогообложения и налоговой ответственности,• улучшение информационного обеспечения самого налогового администрирования, чтобы граждане имели доступ к информации о налоговых обязательствах и процедурах их исполнения,• развитие сотрудничества между налоговыми органами и гражданами, чтобы создать доверительные отношения и обеспечить более эффективное выполнение налоговых обязательств.Таким образом, повышение налоговой культуры граждан является важным шагом к улучшению налоговой системы и экономического развития страны в целом, и что это изменит, • развитие и внедрение новых технологий и информационных систем для повышения эффективности налогового контроля и улучшения качества налогового администрирования,• обеспечение прозрачности и открытости процесса налогового контроля, а также информирование налогоплательщиков о своих правах и обязанностях,• совершенствование процедур и методов налогового администрирования для предотвращения налоговых правонарушений и уменьшения налоговых рисков,• проведение обучения и повышения квалификации сотрудников налоговых органов для повышения профессионализма и компетентности при осуществлении налогового контроля.Для достижения этих целей необходимо также проводить обучение и повышение квалификации сотрудников налоговых служб, улучшать технологическую базу для более эффективного контроля за налоговыми платежами, а также совершенствовать законодательство в этой области.В целом, улучшение налоговой системы и налогового контроля в России требует комплексного подхода и постоянного мониторинга с целью выявления и решения возникающих проблем. Важно стремиться к созданию прозрачной, справедливой и эффективной системы налогообложения, которая будет способствовать развитию экономики и благосостоянию граждан. Для достижения результата необходимо также проводить обучение и повышение квалификации сотрудников налоговых служб, улучшать технологическую базу для более эффективного контроля за налоговыми платежами, а также совершенствовать законодательство в этой области.В целом, улучшение налоговой системы и налогового контроля в России требует комплексного подхода и постоянного мониторинга с целью выявления и решения возникающих проблем. Важно стремиться к созданию прозрачной, справедливой и эффективной системы налогообложения, которая будет способствовать развитию экономики и благосостоянию граждан.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зотова В.И., Фомина М.И. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №4 (73) том 4. С. 153 - 160. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14059 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14059



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.