'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 4
  4. Научная статья № 37

Просмотры  212 просмотров

Сулима Е.С., Почеревин Е.В.

  


ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ *

  


Аннотация:
в статье раскрывается законодательная правовая база в экологической сфере. Выделяются несколько особенностей правового регулирования экологических проблем. В статье рассматриваются основные аспекты формирования экологического права, экологической культуры и образования в Российской Федерации за последние 20 лет. Основное внимание уделяется изменениям в законодательстве, зависящим многих факторов, а также от общественных тенденций. Также приводятся особенности современного природоохранного законодательства, такие как интеграция с другими областями права, устойчивое развитие и принцип экономики замкнутого цикла. Статья также касается государственных вопросов и проблем экологического просвещения общества и образования, и важности участия общественности в принятии экологических решений.   

Ключевые слова:
экологическое образование, экологическое право, экологические проблемы, современные проблемы   


Последние 20 лет в Российской Федерации активно формируется экологическое право, экологическая культура и даже экологическое образование. Законодательство в данной области постоянно претерпевает изменения, и имеет тенденцию зависимости от текущих экономических, политических, международных, общественных реалий. Основа правового регулирования в сфере экологии была заложена Президентом Российской Федерации с принятием Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». [6] Данным законом были утверждены основные понятия и термины, а также закреплено право каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также в главе 12 были заложены основы формирования экологической культуры, при этом в статье 72 установлено, что в целях формирования экологической культуры в соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию. Однако данная статья утратила силу с 2013 года, и проблема экологического и просвещения стала набирать обороты. [6]В этот период начинают формироваться различные законодательные и нормативные акты, направленные на сохранение экосистем.Основным документов становится Указ Президента РФ от 30 апреля 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3], в котором отмечается, что экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.В настоящее время законодательная база нарастила значительную массу правовых нормативных документов, постоянно претерпевает изменения, чаще опирается на судебную практику. В современном природоохранном законодательстве существует также и большое количество несовершенств и дублирующих норм, приводящих к правонарушениям в сфере экологии.Можно выделить несколько особенностей правового регулирования экологических проблем [2]:Интеграция - современные законы и нормативные акты в области экологии стремятся к интеграции с другими сферами права, такими как земельное, водное и лесное законодательство. Иногда это позволяет разработать комплексные меры по охране окружающей среды, но чаще всего на практике приводит к бюрократизации процессов и затягивания сроков оформления тех и или иных соглашений. [4] Ярким примером в этой области является процесс строительства полигонов отходов. В частности процедура самого строительства требует использования земельного законодательства, а получение разрешений и видов возводимых объектов – законодательства сфере обращения с отходами, санитарные правила и прочие.Принцип устойчивого развития - сегодня в правовых документах все чаще встречается концепция устойчивого развития, которая предполагает удовлетворение потребностей текущего поколения без ущерба для будущих поколений. Принцип экономики замкнутого цикла - на сегодня самая острая проблема в нашей стране, с учетом экономических ограничений со стороны других стран, разработать, внедрить, и получать положительный результат. Данный принцип требует как и правового регулирования, так и открытие новых программ в образовательной сфере.Международное сотрудничество – Российская Федерация является самой крупной страной в мире, и естественно богата своими ресурсами, экологические проблемы поднимаются на международном уровне, поэтому сотрудничество для разработки и реализации совместных программ и мероприятий по охране окружающей среды является важным элементом для регулирования возникающих проблем.Участие общественности – основным элементов окружающей среды является человек. [5] Формирование экологической культуры, экологической образованности и осознанности играет значительную роль в разработке и реализации экологических программ и проектов. Необходимо стремление к большему участию общественности в процессе принятия решений и контроля за соблюдением экологических норм. Это включает в себя обязательное проведение общественных обсуждений при разработке экологических проектов и механизмы обращения граждан по вопросам охраны окружающей средыИспользование новых технологий - С учетом быстрого развития технологий, правовое регулирование экологических проблем также должно учитывать использование новых технологий для мониторинга и уменьшения негативного воздействия на окружающую среду. Эти особенности современных аспектов правового регулирования экологических проблем помогают обеспечить более эффективную защиту окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов. При этом наглядно можно заметить, что правовое регулирование данной сферы иногда опережает технические возможности.Современные экологические проблемы в России являются одним из самых актуальных и острых вопросов нашего времени. Уникальная природная красота и богатство России под угрозой из-за различных факторов, таких как загрязнение воздуха, воды и почвы, вырубка лесов, изменение климата и др.Производство в стране, которое наносит основной урон окружающей среде, было заложено еще в дореволюционной России или советское время. Современное экологическое законодательство требует новых знаний, подходов, учета, защиты, использования новых и часто дорогостоящих технологий.Большой проблемой является загрязнение водных ресурсов. Промышленные стоки, неочищенные бытовые отходы, а также несанкционированное сбросы веществ оказывают негативное воздействие на реки, озера и моря. При этом согласно текущему законодательству ответственность в большей степени возложена на местную власть, которая часто сталкивается с отсутствием документации, знаний в этой сфере, а самое критичное, с отсутствием ресурсов, чтобы создавать новые объекты, отвечающие современных требованиям.Для решения экологических проблем в России необходимо принятие комплексных мер на всех уровнях, начиная от принятия законов и стандартов охраны окружающей среды и заканчивая привлечением общественности и бизнес-сектора к участию в экологических программах и инициативах. Только совместными усилиями мы сможем сохранить уникальную природу России и обеспечить чистое окружающее пространство для будущих поколений.При этом все эти проблемы в той или иной мере связаны с формированием экологической культуры, с образованием, просвещением и воспитанием. [5] Воспитательный процесс начинается в семье, продолжается в общеобразовательном учебном заведении, а после поступления человека в высшее учебное заведение, тем более, если он достиг возраста совершеннолетия, привитие определенных общественно значимых навыков общения и поведения имеет свою специфику. Решать проблемы экологического образования и воспитания нужно государственными и правовыми мерами, причем должны быть подключены все отрасли права: гражданское, трудовое и т.д.В российской законодательной базе много информации о необходимости осуществления образовательных процессов в сфере окружающей среды, но все эти нормы носят рекомендательный характер и адресованы неопределенному кругу лиц. [2] Что, в конечном счете, размывает ответственность за их выполнение и не способствует созданию действительно эффективной и устойчивой системы непрерывного экологического образования и экологического воспитания в стране.Последние 20 лет в стране наблюдаются попытки реализации образовательных программ в сфере экологии. Но кадровый голод в данной сфере показывает обратную картину.Таким образом, запутанность правового регулирования экологических проблем часто носит регламентационный характер, имеет признаки регуляторной гильотины и совершенно оторвана от государственного регулирования, как основы жизни всего человечества.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сулима Е.С., Почеревин Е.В. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ // Вестник науки №4 (73) том 4. С. 236 - 242. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14071 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14071



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.