'
Хмелевский И.О.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА *
Аннотация:
в данной статье подробно рассматриваются тенденции развития налогового контроля в рамках существующего российского постиндустриального общества. Иллюстрируется поэтапное внедрение различных информационно-правовых систем, отражающих цифровизацию налогового контроля. Выделены преимущества сервисов ФНС России, а также отмечаются тенденции их развития.
Ключевые слова:
налоговый контроль, налоговые проверки, налоговые органы, налогоплательщики, постиндустриальное общество, цифровые сервисы
Становление современного постиндустриального общества предполагает, что информатизация неизбежно охватит все сферы жизни общества, а информационные технологии применяются не только частными лицами (гражданами и организациями), но и государственными органами и должностными лицами. Исходя из этого актуальность исследуемой нами темы состоит в том, что налоговый контроль в таком обществе требует серьезного обновления.Неотвратимость замены труда, осуществляемого работниками ФНС России, исходит из того, что цифровизация повышает эффективность и результативность налогового контроля, поскольку «формирование цифровой среды позволяет создать условия для минимизации рисков в области соблюдения налогового законодательства», а значительно повышает действенность налоговых органов.Как справедливо отмечал авторский коллектив кафедры финансового права РГУП, использование современных информационных компьютерных технологии в работе государственных органов способствует проведению реформ цифровой экономики и позволяет:1) усовершенствовать процесс принятия организационных решений,2) облегчить процедуры подачи и получения необходимой сведений и документов,3) улучшить работу государственных органов, уменьшить количество сотрудников и снизить бюджетную нагрузку на государственный аппарат.Выясним, что представляет из себя налоговый контроль. Налоговый кодекс РФ в п. 1 ст. 82 НК РФ содержит легальное определение данного явления, в соответствии с ним налоговый контроль представляет собой деятельность уполномоченных субъектов «по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах».Налоговый контроль осуществляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов в рамках своих полномочий с помощью налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и лиц, уплачивающих сборы, проверки учетных данных и отчетности, осмотра помещений и территорий, которые используются для получения дохода, а также другими способами.Наибольшее значение в развитие цифровизации налогового контроля внес Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», определившим «внедрение цифровых технологий в налоговую сферу» в качестве основных направлений развития. Бесспорно, применение новейших технологий в дальнейшем позволит обеспечить конкурентоспособность России на международной арене, в том числе за счет цифрового налогового контроля.Цифровые технологии в налоговом контроле позволяют обработать и проанализировать больший объем данных, что неизбежно улучшает качество и стабилизирует количество налоговых проверок. Кроме того, это помогает оперативно реагировать на возможные нарушения налогового законодательства и привлекать виновных к ответственности.За период с 2007 по 2022 годы количество выездных налоговых проверок уменьшилось в семь раз, со 106 тыс. до 15 тыс. Однако их эффективность возросла в 3,5 раза, с 2,7 млн руб. до 9,7 млн руб. В 2022 году охват организаций выездными проверками составил 0,4% от их общего количества в Российской Федерации, тогда как в 2007 году этот показатель составлял около 1,5%.Основными результатами начала становления цифровизации налогового контроля стали:1. Появление «Личного кабинета налогоплательщика» на сайте ФНС России. Этот онлайн-сервис предназначен для наиболее эффективной реализации прав и обязанностей налогоплательщиков. Статистика, размещенная на сайте ФНС России, иллюстрирует, что только за первый квартал 2023 года около полутора миллиона россиян завели себе такой кабинет. А общее количество пользователей достигает 50 миллионов человек.2. Увеличение числа лиц, имеющих специальный налоговый режим, самозанятых, привело к созданию интернет-сервиса «Мой налог», который значительно облегчает взаимодействие этой категории граждан с налоговыми органами. Он, заменяя кассу, как отмечается на сайте ФНС России, позволяет сформировать чек, отследить начисление налога и получить информацию о сроках его уплаты. Налоговые органы, в свою очередь, осуществляют своевременный контроль. Использование подобных приложений способствует повышению уровня законопослушности граждан, уменьшению количества ошибок при расчете налогов, а также формированию единой базы данных для контрольных мероприятий. Всю необходимую информацию можно получить через онлайн-сервисы налоговой службы, а технологии, применяемые ФНС России, позволяют совершенствовать методы налогового контроля.В 2013 на вооружении ФНС России появились новые автоматизированные системы контроля за налогом на добавленную стоимость (так называемая: «АСК НДС»). Смыслом их применения стала необходимость своевременного и быстрого реагирования на недобросовестное поведение налогоплательщиков, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС. С 2013-2018 г. ФНС России использовались системы АСК НДС и АСК НДС-2. На данный момент используется более новая система «АСК НДС-3», которая позволяет восстановить «всю цепочку движения денежных средств» от одного лица к другому в процессе исполнения сделок и контролировать уплату НДС в ходе их совершения. Благодаря данной усовершенствованной системе контроля ФНС России может незамедлительно выявлять расхождения в налоговой отчетности и получать необходимую по данному расхождению информацию от налогоплательщика и его контрагента путем направления им письма с просьбой разъяснения факта несоответствия. После истечения срока направления пояснений налоговые органы начинают проверку. В результате проведения таких налоговых проверок как налогоплательщик, так и его контрагент, обязаны либо исправить сделанные ошибки, либо осуществить доплату в бюджет согласно доначисленному налогу.Следующей программой, предназначенной для контроля налогов, является ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система). Данная система контролирует оборот алкогольной продукции, начиная с процесса ее изготовления до продажи покупателю. Такой контроль необходим для того, чтобы поддельный и несертифицированный алкоголь не попадал на полки магазинов. Для целей налоговой системы РФ это необходимо, чтобы в бюджет РФ поступали акцизные сборы. Уже в первый год после внедрения программы поступления акцизов в бюджет возросли на 9,4 миллиарда рублей, что является достаточно положительным результатом. В целях пресечения незаконной деятельности предприятий и контроля контрафактной продукции, система постоянно обновляется и актуализируется.Кроме программ, которые были упомянуты, следует также обозначить еще одну важную программу для налогового контроля –– единую информационную систему «Налог-3» (АИС «Налог-3»). Она направлена прежде всего на совершенствование и большую результативность налоговых проверок и содержит в себе всю необходимую информацию о каждом налогоплательщике.Несмотря на то, что ФНС России является одним из передовых органов власти в плане используемых технологий, она должна продолжать развивать свои информационно-вычислительные системы путем внедрения новых разработок и технологий. Наиболее эффективно поддерживать положительный темп роста доходов благодаря развитию технологической и интеллектуальной основы налогового администрирования. Среди направлений, которые нужно развивать в рамках цифровизации экономики России, можно выделить:1) цифровизацию государственных услуг, включая налоговые платежи. Это поможет сократить затраты государства и обеспечить удобство и безошибочность платежей для граждан,2) переход к единой платформе с мобильными приложениями, банковским обслуживанием и различными сервисами, которые успешно работают в коммерческом секторе,3) внедрение электронного документооборота с полной информацией без возможности подделки,4) оптимизация работы налоговой службы с учетом затрат и упрощения взаимодействия с налогоплательщиками.
Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 4
Ссылка для цитирования:
Хмелевский И.О. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА // Вестник науки №4 (73) том 4. С. 248 - 254. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14073 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*