'
Кузина Р.С.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются аспекты формирования математической грамотности учащихся средствами геометрических задач с практическим содержанием. Определены необходимые условия для успешной реализации формирования математической грамотности на уроке геометрии.
Ключевые слова:
обучение геометрии, геометрические задачи с практическим содержанием, математическая грамотность, функциональная грамотность
На современном этапе развития системы образования одним из приоритетных направлений в трансформации методики обучения математике является проблема развития математической грамотности учащихся, которая в наиболее общем понимании рассматривается как умение человека понимать и определять важность математики в окружающем его мире, использовать методы математики в повседневной жизни и для решения профессиональных задач в различных сферах деятельности. Формирование опыта в области математических знаний для решения практических задач играет важную роль в контексте общей функциональной грамотности школьников.В области математики, она решает несколько задач:умение находить, вычислять и решать проблемы, которые тем или иным образом появляются в жизни с помощью различных математических средств,умение анализировать решения, к которому можно прибегнуть, с помощью математических теорий,умение объяснить и представить полученные результаты.Проблема организации практико-ориентированного обучения не совсем нова, но актуальна и сегодня, поскольку современное образование должно ориентировать учащегося на решение реальных жизненных задач. О практической направленности процесса обучения заявляется и в федеральном государственном образовательном стандарте: «одним из важных аспектов обучения математике в школе является его практическая ориентация, которая заключается в направленности обучения на формирование у школьников понимания роли математики в описании объектов окружающего мира, подготовку учащихся к использованию математических методов для решения широкого курса проблем, то есть формирование у них «математического взгляда» на окружающий мир». Задачи с практическим содержанием выполняют все функции, присущие школьным математическим задачам во время обучения, на которые в частности указывает Л.В. Фридман:развитие мотивации к обучению и познавательного интереса,иллюстрация и конкретизация учебных материалов,контроль и оценка образовательной деятельности,приобретение новых знаний и др.Большие возможности для реализации практической направленности посредством включения в процесс обучения учащихся задач с практическим содержанием представляет курс геометрии. Геометрические задачи с практическим содержанием используются и на итоговых экзаменах. Результаты выполнения такого типа заданий вносят достаточно весомый вклад в итоговый балл экзаменов. Так, например, в кодификаторе ОГЭ по математике в перечень требований к результатам освоения основной образовательной программы относят развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин, а также умение описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.Но, к сожалению, задачи с практическим содержанием представлены в школьных учебниках преимущественно в виде стандартных геометрических задач, зачастую не отвечающих сформулированным требованиям. Содержание этих задач нуждается в существенном обогащении. Это может быть достигнуто, в частности, включением в их число задач на:вычисление значении величин, встречающихся в практической деятельности человека, ил в различных сферах профессиональной деятельности,обоснование и применение эмпирических формул, статистических методов обработки результатов экспериментов или исследований,составление расчетных таблиц и систематизации данных,вывод формул зависимостей, встречающихся на практике.Как показывает практика, технология обучения с использованием задач с практическим содержанием позволяет ученику перейти от пассивного объекта педагогического воздействия к активному субъекту учебно-познавательной деятельности, повысить мотивационный аспект обучения и качество подготовки. Задачи с практическим содержанием можно применять на различных этапах урока. Постоянное использование задач с практическим содержанием при обучении геометрии позволяет ученику закрепить и углубить теоретические знания, приобрести навыки по учебной дисциплине, связать учебный процесс с условиями реальной жизни, проявить инициативу и самостоятельность.
Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 4
Ссылка для цитирования:
Кузина Р.С. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ // Вестник науки №4 (73) том 4. С. 278 - 281. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14078 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*