'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 57

Просмотры  78 просмотров

Каплунов Е.Н.

  


ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ СССР ПЕРИОДА 1930-1960 НА ПРИМЕРЕ ЗДАНИЯ РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. М. ГОРЬКОГО *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются исторические трансформации процессов проектирования, строительства и послевоенного восстановления здания драматического театра им. М.Горького в контексте развития архитектурной стилистики 1930-1960 гг. в СССР   

Ключевые слова:
архитектурные стили, театр, конструктивизм, неоклассицизм, проектирование   


Проектирование и строительство здания драматического театра им. М. Горького в г. Ростове-на-Дону стали одним из ярких примеров тех процессов в архитектуре советского конструктивизма, которые происходили в Советской России на рубеже 1920-1930 гг. Этот исторический период был пронизан духом строительства не только новых идей и новой жизни, но и поиском новых форм в архитектуре. Строительству новых общественных зданий предавалось исключительное значение. Особенными в этом плане были театры. С приходом новой идеологии меняется и концепция проектирования театров. Театр «стал восприниматься как главное общественное здание города», как общественное сооружение, «рассчитанное на проведение массово-политических мероприятий» [4, с. 426]. Уходят в прошлое ярусы и балконы, зрительный зал должен превратиться в амфитеатр по примеру античных строений. Конкурс на разработку проекта здания большого театра для Ростова-на-Дону, объявленный в 1930 году, стал одним из первых в череде конкурсов на проекты общественных зданий в тот исторический период. Наиболее удивительным итогом конкурса стало решение совместить в окончательном проекте экстерьерное решение, предложенное архитекторами В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейхом и интерьерное решение, предложенное в проекте архитекторов Г.Б. и М.Г.Бархиных. В результате внешние черты театра приобрели причудливое сочетание элементов неоклассицизма (симметрия главного фасада, колоннады, облицовка здания натуральным камнем) и простоту геометрических форм конструктивизма. Особенно необходимо отметить комплексный подход к поиску места под строительство нового театра. Если обратиться к современности, то в настоящее время архитекторы очень мало внимания уделяют вопросу пространства вокруг архитектурного объекта. Возможно, связано это с все более стесненными условиями строительства в современном мегаполисе, где на счету каждый метр земли. И никто не уделяет достаточно внимания проблеме восприятия архитектурного объекта в его окружении. Хватает ли зрителю пространства для восприятия объекта архитектуры целиком? К сожалению, улицы современного Ростова все больше превращаются в каменные джунгли с огромными колоссами высоток, теряющимися где-то в облаках. Возвращаясь к периоду проектирования театра, необходимо еще раз отметить, что месторасположение его было выбрано очень продуманно. Здание театра не громоздко. Перед ним достаточно пространства для восприятия всего объема. Учтена и масштабность основных объемов, и деталировка отдельных фрагментов здания, в результате чего, даже несмотря на то, что запроектированный спуск от здания театра к реке Дон был воплощен в реальность частично, здание театра остается доминантой площади, притягивает взгляд наблюдателя и формирует городскую среду вокруг себя. Следующим этапом жизни здания театра был период восстановления после Великой Отечественной Войны. Этот период растянулся на несколько десятилетий, что, возможно, и привело к более качественному результату в процессе восстановления утраченных частей этого памятника. Здание уцелело после войны на одну треть. К 1953 году был разработан проект восстановления в духе «сталинского ампира». В сохранившейся проектной документации того периода перед нами предстает старый исходный объем театра с искусственно наложенной декорацией в виде огромного  портика с колоннами по центру главного фасада и колоннадами по бокам. Практически все элементы конструктивизма, в частности вынесенные перед основной плоскостью главного фасада галереи с остекленными лестницами, в проекте 1953 года отсутствовали. Нелепая, но грандиозная идея восстановления здания театра в «сталинском ампире» не была реализована только благодаря отсутствию финансирования на строительные работы. И если процесс реставрации можно затормозить, процессы развития стилистики в архитектуре остановить невозможно. К концу 1950 –х гг. начинают меняться стилистические направленности в архитектуре. Проектные предложения архитектора В.Н. Разумовского в 1959 году привели к правильному решению по воссоздания данного уникального памятника эпохи советского конструктивизма. И хотя первоначальные параметры здания были уменьшены почти в 2 раза (вместимость главного зала стала вместо 2500 человек 1200), от первоначальной планировки практически ничего не сохранилось, объем зала был сдвинуть намного ближе к главному фасаду, все же внешний облик здания практически был восстановлен как в исходном довоенном варианте. Самым явным изменением по сравнению с первоначальным проектом было уменьшение центрального объема театра в форме параллелепипеда. Северную часть здания не восстановили. В 1960 году в объеме невосстановленной северной части театра открыли знаменитый ростовский Зеленый театр – театр с местами для зрителей и сценой под открытым небом. Большие изменения внесли и в процессе отделки интерьеров театра. Пожалуй, самым удивительным моментом будет тот факт, что в интерьере здания театра не стали восстанавливать люстры, а сблокированными рядами разместили одиночные люминесцентные лампы, на тот момент новейшие осветительные приборы. Итогом восстановительных работ 1950-1960х годов стало внешне практически полное воссоздание облика здания театра, близкого к первоначальному. Однако реализованные проектные решения по интерьеру помещений театра разнились с первоначально принятыми

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Каплунов Е.Н. ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ СССР ПЕРИОДА 1930-1960 НА ПРИМЕРЕ ЗДАНИЯ РОСТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. М. ГОРЬКОГО // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 278 - 282. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1408 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1408



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.