'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 4
  4. Научная статья № 46

Просмотры  215 просмотров

Курганова С.В.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ В КОММУНИКАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается сущность коммуникативного обучения иностранным языкам. Раскрываются особенности применения проектной методики в школе, принципы, лежащие в ее основе. Показана роль презентаций как вида проектной деятельности в процессе обучения иностранным языкам, их цели и задачи, какие проблемы могут возникнуть при проведении таких методов, какие плюсы и минусы они имеют. Также описаны результаты анкетирования учащихся о применении презентаций на уроке в контексте российских школ.   

Ключевые слова:
коммуникативное обучение, коммуникативные навыки, проектная методика, презентации, применение проектной методики, иностранный язык   


Коммуникативное обучение призвано помочь учащимся не только овладеть языковыми навыками, но и использовать их для успешного общения на иностранном языке в различных ситуациях. Используемые разнообразные коммуникативные методы в школе корректируются и внедряются учителем в учебный процесс с учетом возрастной категории обучающихся, их уровня языковой подготовки, возможности оснащения техническими ресурсами класса. Так, коммуникативное обучение, его методы, ориентированы на развитие умения взаимодействия и общение на иностранном языке. Сущность коммуникативного метода ? это активное применение знаний для реального общения, практика эффективного общения. Е.И. Пассов: «…Следовательно, готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе». Это и определяет сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения [1, с. 6].В данной статье подробно раскрываются особенности применения проектной методики в школе. Это не новый метод [2], но он как никогда актуален в настоящее время, поскольку в дальнейшем обучающиеся ИЯ в той или иной мере с ней столкнутся в будущем и будут применять в своей профессиональной деятельности.Проектная методика (Project methodology) и презентации - это два различных понятия, которые могут быть связаны между собой, но не являются одним и тем же.Проектная методика относится к специфическим методам и подходам к планированию, управлению и реализации проектов. Это система принципов, процедур и инструментов, которые помогают структурировать проектную деятельность, определять цели, задачи, ресурсы, сроки и контролировать выполнение проекта [3, с. 121].В российской школе следующие принципы проектной методики могут быть особенно актуальны:1. Проекты по изучению иностранного языка должны быть интегрированы в учебный план и соответствовать учебным стандартам. Они должны дополнять и обогащать учебный материал, входить в учебный план курса обучения. 2. При реализации проектов необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы и потребности. 3. В современной российской школе широко используются компьютерные технологии и интерактивные методики обучения. Проекты по изучению иностранного языка могут включать использование мультимедийных материалов, онлайн -ресурсов, видеороликов и презентаций. 4. Важным аспектом успешной реализации проектов является сотрудничество с родителями учащихся. Родители могут поддерживать детей в выполнении проектов, помогать с поиском информации и материалов, а также оценивать результаты работы. 5. Важно уделять внимание развитию межкультурного понимания через проектную деятельность. 6. Учителя должны быть готовы к организации проектной деятельности, обладать необходимыми компетенциями.В процессе проектной деятельности учащиеся изучают культуру стран, говорящих на изучаемом языке, проводят сравнительный анализ культурных особенностей иноязычной страны на уроках иностранного языка.Презентация - это форма передачи информации или результатов работы, которая может использоваться в рамках проектной деятельности. Презентация представляет собой визуальное или устное сообщение, направленное на объяснение, демонстрацию или аргументацию определенной темы или результатов исследования.Таким образом, презентация может быть частью проектной методики, используемой для представления результатов работы над проектом или для коммуникации с заинтересованными сторонами. Однако они не являются одним и тем же понятием.Презентации, как вид проектной деятельности на уроках, играют важную роль в процессе обучения иностранным языкам в школе, поскольку они способствуют развитию коммуникативных навыков, улучшению устной речи, расширению словарного запаса и повышению уверенности учащихся в использовании иностранного языка [4]. Рассмотрим следующие основные цели и задачи презентаций в обучении иностранным языкам.Развитие устной речи. Презентации помогают учащимся развивать умение говорить на иностранном языке, выражать свои мысли и идеи, аргументировать свою точку зрения и демонстрировать свои знания.Повышение мотивации. Учащиеся часто более мотивированы к изучению иностранного языка, когда им предоставляется возможность подготовить и представить свою собственную презентацию на интересующую их тему.Развитие навыков презентации. Презентации помогают учащимся развивать навыки публичного выступления, подготовки презентационных материалов, использования визуальных средств (например, слайдов), контроля времени выступления и взаимодействия с классом.Расширение словарного запаса.Подготовка презентации требует от учащихся поиска новых слов и фраз на иностранном языке, что способствует расширению и углублению словарного запаса.Улучшение понимания культурных особенностей. Презентации на различные темы позволяют учащимся изучать культурные особенности стран, говорящих на изучаемом языке, что способствует развитию межкультурного понимания.Оценка знаний. Презентации могут использоваться для оценки знаний учащихся по определенной теме или разделу программы по иностранному языку.В целом, презентации в обучении иностранным языкам в школе являются эффективным инструментом для развития коммуникативных навыков, активизации учебной деятельности учащихся и повышения интереса к изучению иностранного языка.При активном внедрении коммуникативного метода посредством применения презентаций на уроках ИЯ в российской школе могут возникнуть такие проблемы как:недостаточное количество времени на уроке для проведения длительных презентаций, так как учебный план может быть перегружен другими предметами.недостаточная подготовка учителей к работе с коммуникативным методом и использованием презентаций в процессе обучения, а также, как показала практика, необходима поэтапная подготовка учащихся к реализации презентаций с помощью различных инструментов (например, PowerPoint, Google Slides, Prezi), на которую нужно определенное время.индивидуальные психологические способности учеников.недостаточное техническое оснащение школ для проведения презентаций.отсутствие поддержки со стороны администрации школы или образовательных органов, что может затруднить внедрение нового метода обучения.Несомненно, применение презентаций имеют ряд плюсов. Ученики вынуждены выражать свои мысли и идеи на ИЯ перед аудиторией, так мы имеем практику общения. Реализация презентаций способствует развитию навыков самостоятельной работы. Их применение дает подготовиться к реальным ситуациям, когда ученикам придется использовать ИЯ в общении или в будущем на работе [5].В качестве эксперимента было проведено анкетирование о том, что думают сами ученики 9-го класса о проведении презентаций на уроке ИЯ в школе ГБОУ г. Москвы № 1557 им. П.Л. Капицы.Таблица 1. Процентное соотношение респондентов. На основе результатов проведенного анкетирования можно сделать вывод, что школьники в силу определенных тех или иных причин (как то: загруженность учебной программы дисциплинами и домашними заданиями, психологические индивидуальные особенности каждого учащегося, а также интенсивная подготовка к экзаменам ОГЭ в данный период) оказались не готовы к представлению самостоятельных проектов или презентаций. Но как показано в анализе анкеты, четко прослеживается интерес к реализации проектной деятельности и проведению уроков с использованием презентаций в классе как учителем, так и другими учениками.Таким образом, активная реализация проектной деятельности и применение презентаций в структуре учебного плана школы должна проводиться на уроках ИЯ так, чтобы они стали неотъемлемой частью учебного процесса. Учитывая все сложности в учебном процессе, некоторые ученики могут испытывать недостаток мотивации к выполнению проектов и презентаций из-за отсутствия интереса к теме или методике работы. Учитель должен иметь высокую степень компетентности и индивидуальный подход к обучающемуся. Также в российской школе часто наблюдается большая нагрузка на учеников, что может привести к тому, что проектная деятельность и презентации становятся еще одним источником стресса и усталости. Для того, чтобы повысить интерес учеников, важно учитывать эти основные факторы и работать над их устранением.Итак, коммуникативное взаимодействие обучающихся через проектную деятельность и презентации на уроках иностранного языка не только поможет им развивать навыки общения на иностранном языке, но также будет способствовать формированию командного духа, самостоятельности и творческого мышления, что безусловно сыграет важную роль в их будущем и реализации опыта в профессиональной деятельности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Курганова С.В. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ В КОММУНИКАТИВНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ // Вестник науки №4 (73) том 4. С. 286 - 292. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14080 (дата обращения: 23.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14080



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.