'
Смирнова Л.П., Емельянова И.Н.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ *
Аннотация:
статья посвящена анализу роли литературных клубов в формировании и развитии навыков группового взаимодействия у школьников. Рассматриваются методы и подходы, используемые в литературных клубах для стимулирования коммуникативных навыков, критического мышления и социальной активности учащихся. В статье представлены результаты исследований и практические примеры, демонстрирующие эффективность литературных клубов как средства образовательного взаимодействия.
Ключевые слова:
литературный клуб, групповое взаимодействие, коммуникативные навыки, общеобразовательная школа, критическое мышление, социальная активность
Литературный клуб в образовательном учреждении представляет собой значимый инструмент образовательного процесса, способствующий не только расширению литературного кругозора учащихся, но и развитию их социальных и критических навыков.Исследования в области использования литературных клубов, как инструмента для формирования навыков группового взаимодействия в общеобразовательных школах включают работы педагогов, лингвистов и психологов, которые специализируются на чтении, литературном образовании и социальной психологии. В области образования и литературного воспитания известны исследователи, освещавшие эту тему:- Л.С. Выготский – его теории социокультурного развития и зона ближайшего развития имеют прямое отношение к использованию коллективных образовательных практик, таких как литературные клубы.- Д.Б. Эльконин – внес значительный вклад в изучение игры как ведущего вида деятельности в развитии ребенка, что может быть применимо к групповым взаимодействиям в литературных клубах.- К.Д. Ушинский – его работы по воспитанию и образованию также могут быть связаны с формированием навыков через литературное образование.- Т.С. Шацкий – подчеркивал важность обучения жизни, физического труда, игры, искусства и чтения. Предлагал создание живого, гибкого клуба, где ценится подвижность и активный опыт.Современные исследователи, такие как Джим Трелези (Jim Trelease) автор книги "The Read-Aloud Handbook", могут рассматривать чтение вслух и обсуждение литературы как способ формирования навыков группового взаимодействия.Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) включают в себя требования к результатам освоения образовательных программ, которые в числе прочего касаются развития коммуникативных навыков и умений группового взаимодействия. Вот некоторые выдержки, которые могут быть связаны с этой темой:ФГОС начального общего образования подчеркивают необходимость формирования у учащихся умений взаимодействовать друг с другом, участвовать в коллективной деятельности, учиться совместно и помогать друг другу.ФГОС основного общего образования акцентируют внимание на развитии умений организовывать совместную деятельность, участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения, при этом учитывая интересы и позиции других участников общения.ФГОС среднего общего образования предполагают, что учащиеся должны научиться проявлять инициативу и самостоятельность в групповой деятельности, уметь организовывать коллективную работу, распределять обязанности и координировать усилия для достижения общей цели.Эти аспекты ФГОС отражают общую тенденцию современного образования к подготовке учащихся к жизни в обществе, где умение работать в команде и эффективно общаться считается неотъемлемой частью личностного и профессионального развития. Навыки группового взаимодействия являются важными не только для учебного процесса, но и для будущей профессиональной деятельности учащихся.Участие в литературном клубе способствует стимуляции интереса к чтению и литературе среди учащихся. Регулярные дискуссии и анализ произведений могут привлечь внимание студентов к различным литературным жанрам и авторам, что в свою очередь может стимулировать их самостоятельное чтение и исследовательские интересы. А также требует коммуникации и взаимодействия между учащимися. Обсуждение произведений, выражение собственного мнения, аргументация своей точки зрения — все это способствует развитию навыков общения и умения слушать друг друга.Литературный клуб может стать местом для развития творческих способностей учащихся. Они могут выступать с собственными стихами, рассказами или рецензиями на прочитанные произведения, что способствует развитию самовыражения и уверенности в себе и способствует формированию чувства принадлежности к коллективу. создает атмосферу взаимопонимания и уважения между участниками. Обсуждение книг способствует выработке общих интересов и ценностей, что сплачивает учащихся и помогает им находить общий язык и является не только местом для обсуждения книг, но и эффективным инструментом формирования группового взаимодействия. Он способствует развитию социальных навыков, творческого мышления и чувства принадлежности к коллективу, что делает его важным элементом образовательного процесса. Нами был организован школьный литературный клуб, где учащиеся имели возможность читать и обсуждать произведения, не включенные в учебный план по литературе. Целью клуба было создание условий для формирования навыков группового взаимодействия.Членами клуба являлись учащиеся Пятковской общеобразовательной школы от 14 до17 лет. Литературный клуб управляется двумя руководителями, которые осуществляют координацию и организацию активностей клуба, а также обеспечивают реализацию его целей и задач. В ходе деятельности литературного клуба осуществлялись традиционные методы, включая, но не ограничиваясь, чтением по ролям, обсуждением литературных произведений и созданием собственных текстов. Встречи клуба проводились регулярно, частота которых составляла 1-2 раза в неделю, с возможностью изменения периодичности до одного раза в две недели, в зависимости от текущих задач и запланированных активностей для участников.В эксперименте, проводимом по методике Ф. Фидлера, на определение психологической атмосферы в коллективе приняли участие 8 учащихся, которым было предложено несколько противоположных друг другу словосочетаний «Дружелюбие-враждебность» т.д., которым каждый ученик в отведенном специально отведенном для него бланке, выставлял оценку по восьми бальной системе. В результате было подсчитано среднее значение, и получены следующие данные на рис 1.Рис 1. Сравнительная диаграмма оценки психологического климата в коллективе.На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что участникам литературного клуба проявляется положительное отношение к занятиям, они проявляют интерес к занятиям, которым уделяют время в клубе и весьма удовлетворены идеей данного времяпрепровождения. Однако, отмечается средний уровень дружелюбия, сотрудничества, взаимной поддержки, согласия и теплоты в коллективе. Вероятно, эти показатели связаны с недостаточным развитием коммуникативных навыков у участников клуба, поскольку они не всегда способны осознать и сопереживать интересы своих сверстников и согласовывать их с собственными точками зрения. В результате взаимодействия наблюдаются периодические конфликты и иногда неблагоприятная обстановка.После проведения опроса, добавились методы работы (см. таблица 1) такие как: художественное изложение текстов на основе принятия роли персонажей.моделирование игровых сюжетов на основе текстов литературных произведений,создание системы заданий по созданию творческих сценариев.Таблица 1. Методы работы. Данные методы работы в литературном клубе способствуют стимулированию интереса к чтению и взаимодействию с участниками процесса.Через вышеописанные методы работы участники проникаются атмосферой сотрудничества, обнаруживают общие интересы, расширяют свои горизонты и развивают новые навыки продуктивного взаимодействия в группе.После участия в деятельности литературного клуба, осуществляемой с использованием описанных методов, был проведен повторный опрос среди участников по методике Ф. Фидлера для оценки психологического климата в коллективе. Опрос проходили участники литературного клуба. Благодаря данной методике мы выяснили, что половина респондентов удовлетворены психологическим климатом в коллективе, возросли увлечённость и взаимоподдержка, показано на рис 2.Рис 2. Сравнительная диаграмма оценки психологического климата в коллективе.Для дальнейшего анализа результатов деятельности клуба мы взяли тест В. Ф. Ряховского, для оценки уровня общительности. Тест проходили две группы по 8 человек – контрольная и экспериментальная (участники и не участники литературного клуба). В результате эксперимента у участников клуба наблюдается более высокий уровень общительности, любопытства, решительности, чем у группы, не состоящей в литературном клубе, но вместе с тем им необходимо для более эффективной работы развить усидчивость, терпение и стать более смелыми в контексте публичных выступлений, показано на рис 3.Рис 3. Сравнительная диаграмма оценки уровня общительности.Также у этих двух групп был проведён опрос по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС), в котором нас интересовали результаты коммуникативных способностей. У участников литературного клуба наблюдается высокий уровень коммуникативных способностей, стремление расширить круг знакомств, нет страха участия в мероприятиях. Группа не участников напротив с более низкими коммуникативными навыками, чувствуют себя скованно в компании малознакомых людей, присутствует избегание общественной деятельности, показано на рис.4. Рис 4. Сравнительная диаграмма оценки коммуникативных способностей.Выводы. Таким образом, Литературный клуб является ценным инструментом для формирования и развития навыков группового взаимодействия, которые важны как в образовательной, так и в профессиональной сфере. Участие в таких клубах может значительно обогатить социальный опыт учащихся и помочь им в развитии важных жизненных навыков. По результатам опросов есть проблемы, которые нужно проработать для улучшения навыков группового взаимодействия.
Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 4
Ссылка для цитирования:
Смирнова Л.П., Емельянова И.Н. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №4 (73) том 4. С. 327 - 338. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14087 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*