'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 4
  4. Научная статья № 55

Просмотры  309 просмотров

Толзат Ч.В., Иргашева Т.Г.

  


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
статья посвящена вопросу развития текстовых умений в начальной школе, изучению понятия текстовые умения.   

Ключевые слова:
текст, начальная школа, младшие школьники, текстовые умения   


Текстовые умения являются важными в контексте обучения в школе, формировать их необходимо на этапе начального школьного образования, когда у младших школьников формируются представления о том, что такое текст, каковы его особенности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования представлены требования к формированию текстовых умений у младших школьников:1.активное использование речевых средств,2.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами,3.осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах,4.умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач,5.овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.На основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования разрабатываются образовательные программы для начальной школы. Для того, чтобы спланировать работу по формированию текстовых умений у младших школьников, в первую очередь, необходимо проанализировать понятие «текст».По мнению Д. И. Гальперина, текст является произведение речевого, творческого процесса, особенностью текста является завершенность. Единицы текста объединены разными типами лексической, грамматической, логической и стилистической связи, которые имеют специфичную направленность и грамматическую основу [4]. То есть текст должен быть построен с учетом норм русского языка.Отдельно стоит рассмотреть понятие и функции учебного текста. Статус учебного приобретает текст, проектируемый, создаваемый, трансформируемый, адаптируемый, анализируемый, комментируемый, интерпретируемый (осмысливаемый и переосмысливаемый) субъектами образовательного процесса с целью развития интеллектуальных и духовных потенциалов личности.Следовательно, основными функциями учебного текста являются:•передача учебной информации с учетом социально-демографических и индивидуально-психологических характеристик обучающихся,•становление, развитие и упражнение познавательных и творческих способностей, умений и навыков обучающихся,•организация познавательной деятельности и рефлексивно- аналитического опыта обучающихся,•мотивирование познавательной активности,•социокультурное развитие обучающихся,•контроль (самоконтроль) результатов образовательной деятельности и качества образовательного процесса [1].Текстовые умения – это вид речевой деятельности, особенностью которого является способность выявлять смыслы в процессе работы над текстом. По мнению О. Д. Османовой, текстовые умения – это основа общеучебных умений, так как они позволяют учащемуся работать с учебниками, анализировать информацию, конспектировать её [7].Т. А. Ладыженская считает, что текстовые умения – это умения определять тему текста, его заголовок, основную мысль, ключевые слова, начальное и завершающее предложение [5]. То есть в процессе работы над текстом учащийся должен уметь вычленить основную информацию, мог ответить на поставленные вопросы.Текстовые умения формируются на основе знаний о тексте, которые в методике преподавания русского языка принято называть речеведческими, которые формируются на основе текстовых знаний, это знания о стилях и типах речи, композиции текста, теме и основной мысли текста и т.п. Их состав известен.Представим классификации текстовых умений, которые определили разные авторы. В исследованиях Т.Г. Рамзаевой текстовые умения распределены на 4 группы: умения информационно-содержательного характера, структурно- композиционные умения, изобразительно-выразительные умения, умения совершенствовать текст [8, с. 12].Т. А. Ладыженская рассматривает текстовые умения как возможность создавать связной и последовательной текст. То есть это умение раскрывать тему высказывания, умение раскрывать основную мысль высказывания, умение собирать материал к высказыванию, умение систематизировать собранный к высказыванию материал, умение совершенствовать написанное, умение строить высказывания в определенной композиционной форме, умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко [5].М.С. Соловейчик выделяет текстовые умения, направленные на создание собственного текста: умения, связанные с планированием содержания высказывания и обеспечивающие реализацию плана, умения, позволяющие контролировать свою речь, умения, позволяющие совершенствовать текст [9].М.Т. Баранов текстовые умения объединяет в три большие группы и связывает их с видами речевой деятельности: умение воспринимать текст на слух, умение воспроизводить текст и умение создавать текст [2, с. 270].Все эти группы умений строятся на речевых видах деятельности: чтение, слушание, письмо, говорение. Отметим, что классифицируют три вида чтения: изучающее, ознакомительное и просмотровое.Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, «выявить, что сообщается по интересующему вопросу, либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде», то используются приемы ознакомительного чтения, формируется умение читать текст осознанно. Если перед читающим ставится задача «получить самое общее представление о содержании текста, то потребуется понимание текста в общих чертах». Такой вид чтения называется просмотровым [3].Итак, можно сказать что, при чтении текста учащийся должны знать, с какой целью он читает и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приемы одного из названных видов чтения. Следовательно, надо научить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приемам осмысления того или иного текста, решению определенных мыслительных задач в процессе его восприятия, что невозможно, если ученик не владеет умениями воспринимать текст.Следующий вид речевой деятельности, на основе которого строится восприятие текста, является слушание. Оно «тесно связано с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь». Решая задачи развития устной речи, учитель одновременно обучает детей умению слушать, т.е. воспринимать информацию. При этом надо учитывать, что «в школе на уроках русского языка следует целенаправленно развивать все виды восприятия текста: глобальное, детальное и критическое» [6].Глобальное восприятие предполагает «восприятие текста в целом, когда слушающему при известных обстоятельствах достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль» [5].Детальное восприятие предполагает, как это явствует из названия,«осознании если не всех, то, безусловно, самых главных смысловых блоков текста – в зависимости от установки, которая дается говорящим или которую ставит перед собой слушающий. Такая установка соответствует подробному пересказу».Критическое восприятие основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, но, кроме того, оно «требует критического осмысления, воспринятого на слух: выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте, мотивированного согласия или несогласия с основной мыслью автора, его аргументацией, с формой выражения мысли и т.д.».А. А. Леонтьев акцентирует внимание на том, что понимание текст – это процесс перевода смысла текста в любую другую его формы: парафраза, пересказ, реферат, аннотация, резюме, ключевые слова, ассоциативный ряд. То есть перевод текста в новую форму является способом опредмечивания процессов понимания [6].Следующая группа текстовых умений – это умение воспроизводить текст, отражая смыслы, связность. Основным видом работы при этом является изложение, с помощью которого младшие школьники усваивают информацию, а учителя имеют возможность осуществить контроль знаний.Одним из сложных видов текстовых умений является умение создавать собственные тексты, то есть сочинения. Данный вид работы способствует активизации познавательных процессов, творческому самовыражению.При этом для написания сочинения необходимо понимать тему сочинения, соблюдать определенный стиль, озаглавливать текст таким образом, чтобы он соответствовал поставленной теме. Не менее важным является и умение располагать части текста в определенной последовательности, соблюдать логическую связь, подготавливать словарь для написания.В контексте данного исследования необходимо представить лингвистические и коммуникативные компетенции в структуре письменной текстовой компетенции:орфографическую: знание визуального вида графем алфавита, умение ассоциировать их с фонемами и кинестетический навык их изображения. Орфографическая компетенция - это предпосылка к продуктивной письменной речевой деятельности, своеобразный «порог вхождения», способность, делимитирующая письмо как технический навык и письменную речь как продуктивный вид речевой деятельности,орфоэпическую: в отличие от устной речи, письменная речь небогата инструментами субъективного акцентуирования смысла. Использование в этой функции таких грамматических средств, как, например, порядок слов или артикль, обусловлено контекстом и типом языка. Поэтому особое значение приобретает орфоэпическая компетенция, предполагающая знание системы пунктуационных знаков и правил их употребления, умение соотносить их с интенциональным смысловым акцентированием в рамках текстового целого и навык её (системы) применения.Формирование текстовых умений у учащихся происходит на этапе начального школьного обучения. Так, на уроках русского языка и литературного чтения младшие школьники знакомятся с такими понятиями, как «тема», «заголовок», «основная мысль». По мере обучения данные представления усложняются, обогащаются и систематизируются. Младшие школьники учатся находить текст по существенным признакам и определять его тип, озаглавливать текст, определять тему и основную мысль текста, делить текст на части, составлять план к тексту, расставлять части текста в логической последовательности.Таким образом, текстовые умения состоят из 3-х групп умений: умение воспринимать текст, умение воспроизводить текст и умение образовывать текст и формируются при осуществлении всех видов речевой деятельности. Такая многоаспектность процесса формирования текстовых умений, с одной стороны, значительно затрудняет процесс организации учебно-методической работы, а с другой стороны, довольно подробная его характеристика позволяет сосредоточить внимание на наиболее важных ее аспектах.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Толзат Ч.В., Иргашева Т.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №4 (73) том 4. С. 348 - 355. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14089 (дата обращения: 24.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14089



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.