'
Бобров И.М.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РАМКАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА *
Аннотация:
в статье предложен к рассмотрению вопрос о систематизации подходов к пониманию политической рекламы. В ходе исследования автор систематизировал ключевые подходы к пониманию политической рекламы основываясь на том, каким способом происходит реклама политического субъекта. Выделены следующие подходы: товарно-рыночный, психологический, информационно-коммуникационный.
Ключевые слова:
политическая реклама, товарно-рыночный подход, психологический подход, информационно-коммуникационный подход, систематизация, электоральный процесс
Политическая реклама является одним из видов коммуникации между властными структурами, субъектами и обществом. Процесс развития политической рекламы особенно стремительно протекает на фоне предвыборных кампаний, в рамках такого события коммуникация между членами общества также возрастает.Исследования политической рекламы можно традиционно разделить на 2 направления. Исследователи одного направления, которые представляли С. Блэк, Г. Блумер, Г. Джовет, Э. Мартин, сузили границы применения политической рекламы как вида коммуникации и свели ее к однонаправленному виду коммуникации - передачи информации, которая лишает людей свободы выбора, то есть, такое понимание имеют отрицательные характеристики. Вторая группа исследователей, в которую входят К. Поппер, Ч. Симонс, рассматривали политическую рекламу в более широком смысле данного понятия, оценивая ее с точки зрения качества распространяемой информации и умения убеждать массовую аудиторию. Господствующим остаётся направление, где политическая пропаганда всё же рассматривается как односторонний процесс, целью которого является изменение общественного сознания. Понятие "политическая реклама" используется и трактуется по-разному в зависимости от того, какая научная область рассматривает данный феномен. Так исследователь Г. Г. Почепцов пишет о том, что политическая реклама - деятельность, направленная на успешную продажу политического кандидата[1]. Такое определение политической рекламы даётся исходя из товарно-рыночного подхода.Разделяет данный подход к изучению феномена и С. Л. Лисова[2]. По мнению автора, политическая реклама носит коммерческий характер, который состоит из неотъемлемых экономических элементов, а именно: рынка, товара и потребителя.Еще одним сторонником товарно-рыночного подхода является О. А. Феофанов, который утверждает, что политическая и коммерческая рекламы достаточно синонимичные понятия[3]. Цели таких реклам смежны, они нацелены на продажу конкретного товара/продукта. О. А. Феофанов пишет о том, что у политической и коммерческой рекламы имеется общий производитель: агентства по рекламе, такие агентства, очевидно, традиционно используют товарно-рыночный подход.Ситуация, в которой кандидатов, политических партий достигает большого количества – характеризуется тем, что в оборот идут манипуляции. Такой подход называется психологический. В рамках этого подхода, политическая реклама ставит перед собой цель: в условиях большого количества кандидатов или партий создать и транслировать в массы те идеи, которые люди будут подсознательно воспринимать как ключевые и нужные. Как и говорилось выше - актуализация политической рекламы особо высока в ходе избирательных кампаний, в этот период в традиционных СМИ и различных медиапространств количество информации становится все больше и больше. Следующий подход к изучению феномена политической рекламы именуются как информационно-коммуникационный. Данный подход рассматривает политическую рекламу как коммуникацию, в рамках которой информация несет открытый и не манипулятивный характер, никакая информация от избирателей не скрывается, а цель такой коммуникации - полное и достоверное информирование общества, не прибегая к манипуляционным воздействиям. Важно отметить, что политическая реклама схожа с другими формами информации о политических объектах, в связи с этим процесс их идентификации затруднен. Однако политическая реклама все же имеет свои особенности. К примеру, политическая реклама является некоммерческой, то есть она не направлена на получение материальной прибыли, так как основная ее задача состоит в изменении отношений субъекта политического процесса к объекту с желаемым результатом[4]. Таким образом, из всего выше перечисленного можно сделать вывод, политическая реклама является формой массовой коммуникации, целью которой является создание положительного образа кандидата или политической партии, а также побуждение избирателей к определенному действию с желаемым результатом. Политическая реклама также обладает важной характеристикой – способностью к манипуляции электоральным поведением и мнением.
Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 4
Ссылка для цитирования:
Бобров И.М. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В РАМКАХ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Вестник науки №4 (73) том 4. С. 377 - 380. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14093 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*