'
Имамкулиева Т.М.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ДИПЛОМАТИИ ТУРКМЕНИСТАНА *
Аннотация:
в данной статье автором рассматриваются стратегические цели, основные направления транспортной политики Туркменистана по созданию мультимодальной транспортной инфраструктуры. Туркменистан занимает активную позицию в развитии транспортно-транзитных коридоров, в том числе и в вопросах взаимодействия с крупными международными организациями.
Ключевые слова:
переходная экономика, взаимосвязь транспорта, цели устойчивого развития, экономическое гуманитарное измерение, энергетическая связанность государств
Формирование транспортно-логистической инфраструктуры является одним из приоритетных направлений в экономической стратегии Туркменистана. Страна занимает активную позицию в развитии транспортно-транзитных коридоров, в том числе в вопросах взаимодействия с крупными международными организациями. Выступая на третьем Анталийском дипломатическом форуме, Национальный Лидер туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедов выделил ключевые моменты и проблемы глобального порядка, а также предложил подходы и методы их решения. В частности, он подчеркнул роль стран с переходной экономикой, которые могут придать импульс устойчивому мироустройству. Достигнуть это можно лишь при создании условий полного вовлечения переходной экономики в основные процессы формирования нового миропорядка. В связи с этим, во-первых, необходимо уделить главное внимание распределению богатств, средствам доставки и сферам их применения, во-вторых, подвергая новые подходы к тщательному анализу, избегать политизации, – отметил в своем выступлении Председатель Халк Маслахаты Туркменистана. [1] В деле формирования новой экономической модели ключевую роль играют две области: одна из них – энергетическая связанность государств, а другая – взаимосвязанность транспортной сферы. Путь Туркменистана заключается в том, что страна исходит из необходимости формирования доступной и справедливой позиции по этим вопросам, в том числе в области транспортных связей, где сотрудничество может быть нацелено не только на инкорпорирование новых незаменяемых подходов, но и дополняющих прежние. Географические особенности Туркменистана – расположение на стратегически важном пересечении транспортно-транзитных маршрутов Евразийского континента между крупнейшими экономически развитыми странами Европы и Азии – создают реальные предпосылки для экономического участия страны в международной транспортной сети. Будучи приверженным своей миротворческой созидательной политике и исходя из видения региона Центральной Азии и Каспийского бассейна как прочного звена стратегической стабильности в южном поясе Евразии и перспективного партнера, Туркменистан предпринимает активные усилия по формированию транспортной инфраструктуры, имеющей важное международное значение, и созданию благоприятных политических, экономических, правовых условий, чтобы стать важной частью международной транспортной системы.В Туркменистане пересекаются транспортные сети по направлениям Север–Юг и Восток–Запад с использованием различных видов транспорта. В каждом из направлений присутствуют элементы сложившихся международных транспортных коридоров: а) восточная ветвь международного транспортного коридора Север–Юг, которая проходит по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана, б) международный транспортный коридор Европа–Кавказ–Азия (ТРАСЕКА), в) коридор Каспийское море–Черное море, г) транспортно-транзитный коридор Китай–Казахстан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Европа, транспортный маршрут Афганистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Турция–Европа, железнодорожный маршрут по коридору Турция–Иран–Туркменистан–Узбекистан, транспортно-транзитный маршрут Страны Азиатско-Тихоокеанского региона–Китай–Кыргызстан–Узбекистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Турция–Европа (CASCA+), формируется новый «Южный транспортный коридор» Россия–Каспийское море–Туркменистан– Узбекистан–Кыргызстан. [2]Туркменистан совместно с партнерами создает разветвленную сеть транспортной и логической инфраструктуры комбинированного типа по линии Восток–Запад и Север–Юг. В перспективе она будет включать в себя транзитные коридоры, выходящие на регионы Каспийского моря, Черноморского бассейна, Балтии. В частности, речь идет о транспортном коридоре из Китая через территорию Центральной Азии к туркменскому побережью Каспия, а также в Иран, на Ближний и Средний Восток. Этот коридор может быть использован и в обратном направлении – в Азиатско-Тихоокеанский регион, страны Южной Азии. Усилия Туркменистана в целом направлены на полное раскрытие потенциала трансконтинентальных перевозок всеми видами транспорта и создание логистических терминалов в узловых пунктах, одним из которых может стать Международный морской порт Туркменбаши. Транспортный комплекс Туркменистана сегодня – это Международный морской порт Туркменбаши и современные воздушные гавани в столице и городах Туркменбаши, Туркменабат, Керки, Мары, новая взлетно-посадочная полоса в Дашогузе, железнодорожный и автомобильный мосты через Амударью, железнодорожная магистраль Казахстан–Туркменистан–Иран, широкая разветвленная сеть автодорог. В октябре 2021 года были открыты участки Ашхабад–Теджен, в апреле 2024 года – Теджен-Мары высокоскоростного автобана Ашхабад–Туркменабат. Магистраль в будущем соединит столицу и восточный регион Туркменистана, позволит значительно повысить пропускную способность дорожной системы страны, качество и оперативность логистических услуг, расширить международную транспортно-транзитную инфраструктуру и торгово-экономические отношения с соседними государствами, расположенными вдоль Великого Шелкового пути. Также будет построен мост через залив Гарабогаз кёл, который свяжет страну с Казахстаном и сократит путь в Европу. В отношении развития международной транспортной инфраструктуры Туркменистан всегда привержен тесному сотрудничеству и партнерскому взаимодействию со специализированными структурами ООН, прежде всего, Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Экономической и Социальной комиссией ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона (ЭСКАТО). По вопросам устойчивого транспорта Туркменистан также тесно взаимодействует с партнерами в рамках Специальной программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА) и по Программе ЦАРЕС – Центрально-азиатское региональное экономическое сотрудничество.Туркменистан является участником более десятка международных конвенций по транспорту, инициатором проведения Первой Глобальной конференции по устойчивому транспорту. По предложению Туркменистана, Генеральная Ассамблея ООН в 2014, 2015, 2017, 2021 годах приняла Резолюции в целях развития многостороннего транспортного сотрудничества. В 2023 году Сообществом Наций была принята Резолюция об объявлении 26 ноября Всемирным днем устойчивого транспорта. Туркменистан также опирается на сотрудничество с такими международными финансовыми и экономическими институтами, как Всемирная торговая организация, Всемирный банк, Международный валютный банк, Исламский банк развития, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития.Туркменистан, войдя в членство ОСЖО (Организации сотрудничества железных дорог) в 1994 году, стал важным звеном международного транзита грузов, благодаря развивающейся железнодорожной инфраструктуре на национальном и региональном уровне, Туркменистан наладил также взаимодействие на платформе ОСЖО в области информационных технологий, научно-технических и экологических вопросов. В апреле 2024 года в Ашхабаде прошло ХХХVIII заседание Конференции государств-членов ОСЖО, по итогам которой была принята Ашхабадская Декларация, направленная на укрепление плодотворного партнерства. Выбор Туркменистана местом проведения Форума значимой для сотрудничества между странами Европы и Азии международной организации подчеркивает повышение ключевой роли нашей страны во вновь формирующемся Великом Шелковом пути. В соответствии с Программой развития транспортной дипломатии Туркменистана в 2022-2025 годы предусмотрены стратегические направления по комплексной модернизации материально-технической базы всех видов транспорта, формированию современной профильной инфраструктуры, а также по дальнейшему укреплению позиций Туркменистана в качестве регионального центра международных транспортно-транзитных коридоров. Для расширения регионального и международного сотрудничества в транспортной сфере в Туркменистане проводится активная работа по совершенствованию законодательства, цифровизации транспортного комплекса, принимаются меры по упрощению таможенных процедур и гармонизации норм и правил миграционных процедур, касающихся международного сотрудничества в области транспорта. Таким образом, основной целью транспортной политики Туркменистана является: во-первых, способствование развитию Концепции «Возрождения Великого Шелкового пути», во-вторых, становление Туркменистана крупным транспортно-логистическим хабом на пространстве Евразии. Транспортная стратегия Туркменистана отвечает интересам большинства государств, заинтересованных в создании эффективной, стабильной и справедливой системы в этой ключевой сфере. Международная транспортно-коммуникативная сеть, существенной частью которой выступает Туркменистан, является неотъемлемым фактором экономического прогресса стран, достижения Целей устойчивого развития, принятых всеми государствами-членами ООН.Важнейшей составляющей транспортного сотрудничества является её гуманитарное измерение. Ибо сооружение инновационных кратчайших транспортных путей дает возможность для открытия новых туристических маршрутов, установления человеческих контактов, способствующих сближению и взаимопониманию между народами нашей планеты.
Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 4
Ссылка для цитирования:
Имамкулиева Т.М. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНОЙ ДИПЛОМАТИИ ТУРКМЕНИСТАНА // Вестник науки №4 (73) том 4. С. 381 - 386. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14094 (дата обращения: 24.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*