'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 60

Просмотры  298 просмотров

Кривощекова У.А.

  


ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются творческие способности как психологопедагогический феномен   

Ключевые слова:
педагогика, психология, воспитание   


На протяжении веков во все времена огромный интерес вызывает проблема человеческий способностей. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В современном мире ситуация сильно изменилась с появлением научнотехнического прогресса, жизнь стала разнообразнее и сложнее. Сегодня от человека требуют не шаблонных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Для того чтобы разобраться, что же такое творческие способности, обратиться к самому понятию «способности». Выдающийся психолог и философ С.Л.Рубинштейн определял способность – это сложное образование, содержащее ряд психологических особенностей личности, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности и свойств, которые в процессе этой деятельности и вырабатываются [4] К.К. Платонов и В.Э. Чудновский , Б.М. Теплов говорят о том что способности – это качество, индивидуально – психологическая особенность личности, приводящая к успеху в какой-либо деятельности. [4] В своей работе «Способности и одаренность» 1961 г. Б.М.Теплов говорит о том, что способности возникают на основе задатков, врожденных особенностей индивидуума. Они не могут возникать вне деятельности. На развитие способностей влияют темперамент, мотивация, самооценка. По своему существу способности понятие динамичное. Оно существует только в движении и развитии.[10] Понятие «способность» в педагогической науке трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности [9]. Психология утверждает, что способности – это индивидуально-психические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [12]. В.А.Крутецкий отмечает два показателя способностей: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Если человек быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, по сравнению с другими людьми легко приобретает соответствующие умения и навыки, то такой человек считается способным [13]. Также психолог считает, что способность формируется и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Из выше сказанного можно сделать следующий вывод о том что способности это, прежде всего, индивидуальные особенности человека. Так называемые врожденные (природные) способности можно развить и сформировать в процессе жизнедеятельности и которые связаны или зависят от условий жизни каждого индивида. Способности человеку нужны для того чтобы, он смог выполнять определенные виды деятельности разной направленности. Творчество - понятие более широкое, чем способности, которое предполагает создание чего-то нового, ценного для общества, с помощью чего человек может реализоваться, развивая свои способности. Близким понятию «творчество» является понятие «креативность» – способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем [14]. В англоязычной литературе понятие «креативность» (лат. Creatio- создание, образ ) означает творчество, то есть в самом общем виде оно включает в себя прошлые, сопутствующие и (или) последующие характеристики процесса, в результате которого человек (или группа людей) создает что – либо, не существовавшее прежде. [15] Рассмотрим понятие «творческие способности», многозначность которого прослеживается в теоретических источникам по исследуемой проблеме. Отечественный психолог В.Н. Дружинин определяет творческие творческие способности как общую способность к творчеству, которая характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности. [3]

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кривощекова У.А. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 291 - 297. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1411 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1411



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.