'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 62

Просмотры  112 просмотров

Кобланов Ж.Т.

  


ДРАМА АСАНА БЕГИМОВА «ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ МУК» *

  


Аннотация:
В статье аназилируются художественное мастерство каракалпакского драматурга А.Бегимова в жанре драмы. В этом труде большое значение придается тому, на каком уровне изображены традиции новизны и фольклорное направление в произведении этого писателя   

Ключевые слова:
драматург, сюжет, характер, диалог, фольклор, период, конфликт   


Одним из драматургов, заложивших основу в формирование каракалпакской национальной драматургии был Асан Бегимов (1907-1967). С 14 лет он воспитывался в интернате в городе Кунград. С детства знакомый с бурной городской жизнью, с разными сценическими постановками Асан в последние годы во время учебы в городах Турткуль, Кызылорда, Алматы, Ташкент (1925-1939), исследовал национальные республиканские театры, изучал их. Хорошее знание им произведений Сакена Сейфуллина, Мухтара Ауэзова, Беймбета Майлина, Камила Яшена, Фаткуилина оказала большое влияние на его драматургическую деятельность. Вместе с тем, исполнение им разных должностей в сфере литературы и искусства автономной республики, начиная с 1933 года, стало основанием для его творческого формирования. Драматургическая деятельность А.Бегимова началась с 1924 года. Вначале он написал односценные пьесы «Рыбак», «Заяц». Позже (1928-1930) пьеса «Освобождение от мук» вышла на сцену в тридцатые годы. По своему сюжету и композиции пьеса похожа на пьесы С.Мажитова «Последнее легкомыслие» и А.Утепова «Горести голода». В драме изображается невыносимый для человека голод в период до октябрьской революции и в период установления советсткой власти. Как такового успеха пьеса не достигла. Хотя позднее пьеса несколько раз редактировалась, она осталась в том же виде, поскольку с художественной стороны конкретные жизненные факты не были отредактированы. А.Бегимов в эту эпоху по своему эстетическому взгляду придерживался натуралистической позиции, то есть думал, что все бытовые явления нужно передавать без каких-либо изменений, без приукрашиваний. Персонажи семьи, переживающей голод – Атажан, Аксулу, Жумабай, Хатира – не идут ни на какие действия, кроме тех, что показывают голод. В драме эти факты присутствуют, обретают силу только лишь при вмешательстве автора, через борьбу, противопоставления, столкновения. Этот закон в пьесе не учитывается писателем. Драма очень слаба и по своей композиции, нет целостного сюжета, драматических столкновений. Ученый З.Кабдолов говорит: «Композиция – это красота не только внешнего вида литературы, но и единства содержания и целостности»[1]. Вот в пьесе «Освобождение от мук» («Корлыктан азат») такого единства нет. Большое место занимает в пьесе проблема личной свободы каракалпакских женщин. Эта тема раскрывается через образ одного из персонажей – образ Хатиры. Она становится объектом драматического конфликта. Но писатель не смог найти привлекательного сюжета и методы нового изображения. Драматург в изображении образа использовал фольклорный метод. Все эти недостатки и привели к неудаче пьесы. Вторая пьеса А.Бегимова «Кто это?» («Бұл кім?») посвящена теме гражданской войны в Каракалпакстане. Пьеса охватывает события 1919-1920 годов. Основные отрицательные персонажи – хан Максым, волостной старшина Инаят, бай Кудияр, Балаби, атаманы Николаев, Фильчев – существовали в реальной жизни. Существует несколько вариантов пьесы. Главная тема пьесы – изображение борьбы за установление советской власти в Каракалпакстане. Конфликт пьесы построен на противостоянии восставших и их врагов. Пьеса написана в историческо-героическом жанре. Если сравнить эту драму с пьесами драматургов родственного казахского народа Б.Майлина «Фронт» и С.Сейфуллина «Красные соколы», мы можем увидеть там много сходств в драматических событиях и в построении сюжета. А.Бегимов в этой пьесе хотел показать руководящую роль русских большевиков, которые вместе с местным простым народом ведут беспощадную борьбу с басмачами» [2]. Таким образом, дружба между каракалпаками и русскими крепнет. В этом порядке можно поставить Христофорова и Иванова А.Бегимова в один ряд с Ивановым Б.Майлина. Местные борцы за свободу Илал, Бекман, Нияз, Ораз своей силой напоминают нам Аскара, Ботагоз, Амантая из романа «Ботагоз» С.Муканова в казахской литературе. Соответствующая жизнь, революционная ситуация порождает сходства в характерах литературных персонажей. Самое важное, драматург А.Бегимов так же, как и казахские драматурги сумел создать сложные художественные образы главных типичных характеров. Эта пьеса так, как и пьеса «Освобождение от мук» претерпела несколько редакций. Но основной недостаток пьесы – здесь нет композиционной целостности. Отдельные эпизоды не связаны друг с другом. Драматическая борьба в пьесе разносторонне развивается. Силы то на стороне восставших, то на стороне баев. Из этого явно видно, что писатель стремился разносторонне решить борьбу. Эффективность этого метода в том, что он соответствует характеру своего времени, во-вторых, порождает своеобразную силу в действиях. В пьесе также говорится о том, что и положительные, и отрицательные персонажи борются за интересы народа. Из этого верно, что определяется в процессе конфликта в пьесе. Эта пьеса А.Бегимова, несмотря на некоторые недостатки, считается самой лучшей его пьесой. «Здесь ясно и точно показаны тяжелый быт, обычаи, традиции каракалпакского народа того периода»[3]. Историческая тема относится к одной из главных тем в каракалпакской драматургии. Впервые к этой теме обратились С.Мажитов, К.Ауэзов. В последнее время к исторической теме обращалось несколько писателей. В 1930 годы появилось много пьес на эту тему, написанных писателями Р.Мажитовым, А.Бегимовым, Ж.Аймурзаевым, М.Дарибаевым, С.Хожаниязовым и др. в таких жанрах драматургии, как комедия, трагедия. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кобланов Ж.Т. ДРАМА АСАНА БЕГИМОВА «ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ МУК» // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 303 - 306. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1413 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1413



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.