'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 63

Просмотры  194 просмотров

Кобланов Ж.Т.

  


ПЬЕСА М.АУЭЗОВА «АЙМАН-ШОЛПАН» *

  


Аннотация:
В статье рассматривается роль фольклорных основ в формировании народной драмы. Анализируются и оцениваются с научной точки зрения творческие навыки и особенности отдельных писателей как М.Ауэзов   

Ключевые слова:
диалог, драма, характер, фольклор, сцена, эпизод, конфликт   


Пьеса М.Ауэзова «Айман-Шолпан» в казахской драматургии была издана отдельной книгой в 1934 году. Первый вариант пьесы М.Ауэзов написал на основе широко распространенного в народе эпоса «Айман-Шолпан». Пьеса стала первой постановкой Казахского музыкального театра, открывшегося в том же году. В пьесе описываются такие события, как большой пир в роде Шомекей, конфликт между Маман баем и Котибаром, сватовство Айман и Шолпан, разрушение и опустошение аула Мамана, позор решившего жениться на Айман Котибара перед народом. Конечно, для того, чтобы усилить конфликт, писатель внес в пьесу события, которых нет в народном эпосе. Например, мы можем заметить в комедии русских чиновников, купцов, танцовщиц и певиц, а также действия караванщиков. В 1956 году М.Ауэзов вновь возвращается к этой пьесе, редактирует ее, превращает ее в комедию. В комедии конфликт между баем Маманом и Котибаром приводит к несправедливости, невежеству, к ущемлению прав женщин. В комедии есть такие неповторяющиеся фигуры, как Айман, Шолпан, Басыбар, Маман, Арыстан, Алибек, Жарас, Тенге. Родные сестры Айман и Шолпан – абсолютно два разных персонажа. Если Айман присущи такие качества, как высокомерие и в то же время находчивость, то Шолпан обладает качествами избалованной байской дочери. «Один из мастерски созданных образов в пьесе – образ Жараса. Он раскрывает истинное лицо Арыстана и Алибека, Мамана и Басыбара, которые ищут себе жен и позорит перед всем народом»[1]. Жарас всегда на стороне народа. Образы Мамана и Басыбара также получились правдоподобно. Хвастающийся своим богатством Маман - очень высокомерный и ненасытный человек. Он говорит: Если так, то прямо сейчас донеси до них, Я начальник, сановник, у которого на пастбищах много скота. Если хочет, пусть выходит на поединок со мной. Пусть хоть сорок раз отрежет, у меня много рабской силы. Уау, у меня есть подвластные мне города Орынпар, Катиримпар, Шытырымпар. Басыбар – тупой человек, карьерист. Он защищает ложную «честь» рода Шекти, его врагами были свои же кровные родственники. В его мыслях даже не существует таких понятий, как народ, страна. В конце пьесы молодежь в лице «Айман, Шолпан, Арыстана, Алибека, одерживает победу, достигая своей цели»[2]. В целом можно считать, что образы в пьесе полностью достигли уровня четких, правдивых характеров. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кобланов Ж.Т. ПЬЕСА М.АУЭЗОВА «АЙМАН-ШОЛПАН» // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 307 - 308. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1414 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1414



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.