'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 64

Просмотры  81 просмотров

Кобланов Ж.Т.

  


СВОЕОБРАЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ «ГАРИБ-АШЫГ» *

  


Аннотация:
В статье аназилируются художественное мастерство каракалпакских драматургов А.Бегимова и Т.Алланазарова в жанре драмы. Вместе с тем, в этом труде большое значение придается тому, на каком уровне изображены традиции новизны и фольклорное направление в произведении этих писателей   

Ключевые слова:
персонаж, драма, характер, диалог, фольклор, сцена, эпизод, конфликт   


Определение фольклорных основ, их оценка, анализ – является актуальной проблемой и в каракалпакской литературоведческой науке. В каракалпакской литературе фольклорный характер в жанре драмы исследуется в рамках сравнительной исследовательской методологии. В 1955 году А.Бегимов и Т.Алланазаров написали лирическую музыкальную драму «Гариб-ашыг» («Несчастный влюбленный») и поставили ее на сцене. Сюжет «Гариб-ашыг» взят из одноименного эпоса каракалпакского народа. Обращение драматургов к этой теме – это попытка, доказывающая продолжение использования фольклорных сюжетов и образов каракалпакской драматургии. Пьеса состоит из четырех актов и семи сцен. Впервые драма «Гариб-ашыг» была поставлена на каракалпакской театральной сцене весной 1955 года. Затем она была включена в репертуар Декады каракалпакского искусства и литературы, проходившей в Ташкенте в 1957 году. Постановку пьесы каракалпакские зрители приняли тепло, быть может поэтому это драматическое произведение долгое время находилось в репертуаре национального театра. Конечно же, откровенно говоря, это результат того, что эпос был широко распростанен среди народа. Пьеса не внесла в сюжет и образы эпоса никаких новшеств. Цель, которую поставили перед собой авторы – постановка эпического произведения на сцене. Аналогичные ситуации наблюдаются и творчестве М.Дарибаева, Н.Давкараева, А.Шамуратова. Разнообразие персонажей в эпических поэмах, правдивость их характеров, изобилие личностей, превратившихся в типичные образы облегчает быстрое превращение их в драматические, то есть сценические образы. И это М.Ауэзов мастерски передает в своем труде: «В дастане много разнообразных характеров, разнообразных образов. Образ скупого, завистливого, слабохарактерного Карамана – противостоит образу Кобыланды. Являясь ровесником Кобылана, Караман не достоин, чтобы его так называли. Такие враги Кобыланды, как Казан, Алшагыр, Кобикти тоже представляют собой разные своеобразные, индивидуальные образы. В других народных героических эпосах присутствуют разные женские образы. И они очень подходят батырам. В дастане вдобавок к прекрасным песням-размышлениям младшей сестры Кобыланды Карлыги и его матери Аналык, матери хана Алшагыра были созданы с психологической стороны правдивые и впечатляющие сверххудожественные образы двух женщин, сильно любивших батыра. Если переживающая и думающая о своем муже, глядящая далеко вперед жена Кобыланды – Куртка является образом, ассоциирующим собой глубокую, мудрую любовь настоящего друга, то Карлыга – представляет собой образ пылкой и страстной, бурлящей любви. Ради возлюбленного она ни перед чем не останавливается, она рушит родственные и родовые узы, она жертвует родными отцом и братом, она жертвует родным народом» [1]. Сама жизнь доказывает, что драма должна быть поэтической. Поэты, начиная от античных поэтов Эсхила, Софокла, Еврипида и продолжая поэтами Шекспиром, Мольером, Расини, Гете, Шиллером, Пушкиным, Грибоедовым, доказали, что драматические произведения правильно писать стихами. Век драматических произведений прозаических драматургов Ибсена, Чехова, Горького, написанных стихами, также был долгим. Английский писатель В.Сомерсет Моэм в своей книге «Подводя итоги» говорит: «Нет ни одной пьесы, написанной в прозе, таким образом написанной позже своего времени» [2]. По его мнению, в пьесах, написанных в стихах больше поэтической условности нежели натуралистических частей, вместе с тем когда к стихам с меткими крылатыми словами прибавляется своя музыка с созвучной игрой и нежностью ритма, она дает драме удивительную чистоту, красивый вид. Таким образом, усиление внутреннего чувства развертывает эстетическое восприятие. Драмы, написанные прозой, не смогли достичь таких вершин. При инсценировании эпоса А.Бегимов и Т.Алланазаров брали во внимание поэтическое богатство эпосов, эстетическую красоту их сюжетов, конфликтов, образов, песен, некоторых диалогов, крылатых слов. Стихи и песни в эпосе не подверглись никаким изменениям и редакциям. Народ, который на протяжении веков слышал эпосы в исполнении баксы, теперь получил возможность не только слышать, но и видеть образы в них в исполнении профессиональных артистов. Мы наблюдаем, что на этот раз авторы вместе с глубоким изучением национального фольклора, полностью овладели всеми сторонами и секретами этого жанра. Сюжеты пьесы небольшие, драматичные, к тому же все события происходят вокруг главного героя. С этой целью в пьесу были внедрены новые персонажи, такие как визирь Хакимзада, Хурлика, визирь Тилеу и другие образы. Если одни из них корыстны, жадны, то другие – справедливы и любят свой народ. Например, образ визиря Хасана, отца Гариба, умершего от рук Шаха Аббаза. В пьесе усилены исторические роли народа, Азбер Ходжи, Акши, матери Гариба Абадан и младшей сестры Гульжамал. «Общество всегда ждет от писателя открытия художественной новизны, актуальной правды жизни»[3]. Этот вариант пьесы по сравнению с прежними особен остротой своего социального конфликта, глубиной характеров основного и эпизодических персонажей, увеличением количества действующих новых фигур, сцен и эпизодов, усложнением поэтической и романтической структуры эпоса. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кобланов Ж.Т. СВОЕОБРАЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ «ГАРИБ-АШЫГ» // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 309 - 312. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1415 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1415



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.