'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 69

Просмотры  72 просмотров

Махмудова М.Ф.

  


РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается роль художественной литературы в изучении иностранного языка   

Ключевые слова:
язык, иностранные языки, лингвистика   


В связи с решением значимых социально-экономических и просветительских задач в системе образования Республики Узбекистан особое значение придаётся социальной функции языка с его практическими последствиями. Под практической полезностью нами при этом понимается то, что удовлетворяет субъектно-личностные запросы и интересы обучаемого, который является главным субъектом образовательного процесса. Необходимость владения иностранным языком, если придерживаться прагматической концепцией его изучения, обусловлена его эффективностью как средства коммуникации, которое служит для достижения результата, для решения задач, имеющих жизненно важное значение. Вместе с тем в Постановлении Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева «О Стратегии развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» предусмотрено приобщение подрастающего поколения к достижениям мировой науки и техники, выдающимся произведениям искусства и, в частности, к художественной литературе других народов [1]. Действительно, иностранный язык в первую очередь рассматривается как средство адаптации индивида к среде обитания с целью результативной деятельности и поэтому преподносится обучаемому как некий код, которым надо овладеть, чтобы вступать в коммуникацию с носителями данного языка. Однако абсолютизация данного подхода выливается в коммуникативизм, когда главной целью становится научение по преимуществу вербальному общению. Ущербность данного подхода давно осознана учёными и подвергается справедливой критике со стороны видных зарубежных и отечественных лингводидактов. В частности, проф. Ж.Жалолов отмечает: «К чему должна привести обучаемого в конечном итоге декларируемая в последние три десятилетия коммуникативная цель обучения иностранному языку? Предполагаемый ответ известен: формирование иноязычной личности коммуниканта или же, иначе говоря, обучаемый в конце-концов должен уметь обменяться необходимой и полезной информацией средствами изучаемого языка. Ну а дальше что? В чём заключается суть этой информации? Теоретики-методисты и практики-учителя на это пока не дали подобающего ответа, т.е. нет единодушия в решении проблемы» [2]. Характерная для коммуникативистов ориентация на достижение утилитарных целей изучения языка существенно ограничивает процесс обучения сферой и уровнем обыденных ситуаций. Между тем существует существенное различие между обыденным языком и языком литературы, для которого важна его способность вызывать у читателя наивысшую степень активизации рецептивных органов и нейродинамических связей головного мозга. В данном случае искусство оказывает воздействие не только на мировоззрение и аксиологические ориентации личности, но и на её глубинный, психофизический уровень. Можно полагать, что и сама природа художественной литературы как одного из видов искусства оптимально соответствует характеру описанных выше процессов. Изложенным выше, по мнению проф. В.И.Андрияновой, «… обусловливается особая значимость в числе методов познания пути освоения содержания обучения через его переживание. Человек живёт, строит свои отношения к жизни обязательно сразу мыслями и чувствами в единстве. Средством же выражения многообразных взаимоздействий человека и общества, человека и окружающей природы (включая космос), а также человека и его внутреннего мира  служит богатейший арсенал эмоционально-экспрессивных, изобразительновыразительных возможностей языка… Именно они придают речи образность, живость, особую выразительность, стилистическую маркированность» [3]. Причём подразумевается, что вся функциональная полнота экспрессивно-стилистического потенциала языка может быть достигнута лишь путём его реализации в художественном тексте. При условии разделения информации в искусстве на содержательную и формальную станет вполне объяснимым воздействие на нас произведений искусства, которые даже при неоднократном восприятии, казалось, исчерпали конкретную информацию, но не перестают доставлять нам эстетическое удовольствие. Критерием эстетической информации, заключенной в слове, выступает её структурная неоднородность – симбиоз конкретной информации об объекте (будь то реалии окружающей действительности или творение художника) со своеобразием внешней структуры её материального носителя, а критерием её воздействия является эстетическое переживание, являющееся следствием активизации материальных структур мозга. Следовательно, абстрактные и упрощенные тематические и структурномодельные подходы к селекции и организации языкового и речевого материала вступают в неизбежное противоречие с эстетической функцией языка и с принципами эстетической организации художественного произведения. Прагматическая теория преподавания иностранных языков находится в противоречии с эстетической концепцией преподавания языка и литературы, поскольку творчество не имеет прямого утилитарного назначения. Одновременно доказано практикой, что потребительское отношение к изучению иностранного языка, в конечном итоге, неоправданно. Ознакомление с библиографией по теме использования литературного текста в ходе изучения иностранных языков даёт конкретную картину недостаточного учёта эстетической роли художественного слова.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Махмудова М.Ф. РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 326 - 331. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1420 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1420



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.