'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 1
  4. Научная статья № 9

Просмотры  76 просмотров

Иманов Ф.Я.

  


ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРЕНДЫ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ В ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ *

  


Аннотация:
в данном исследовании изучается растущая популярность и экономическая динамика услуг по аренде электросамокатов (кикшеринг) в России, сравнивается с мировыми тенденциями и прогнозируется будущий рост. Используя данные консалтинга B1 и исследований рынка, исследование подчеркивает значительный ожидаемый рост выручки с 9 млрд до 60,4 млрд рублей в период с 2021 по 2024 год с ожидаемым ростом до 95,7 млрд рублей к 2026 году за счет расширения охвата услуг и базы пользователей. Несмотря на рост глобального рынка кикшеринга, российский рынок расширяется в четыре раза быстрее, что объясняется задержкой старта и значительным потенциалом в неиспользованных городских районах. Анализ указывает на переход от длительных развлекательных поездок к коротким поездкам, ориентированным на транспорт, что обусловлено конкурентоспособными ценами и моделями подписки. Поскольку ведущие поставщики, такие как Whoosh и Yandex Go, расширяют свое географическое присутствие, в исследовании признаются проблемы интеграции электросамокатов в городские транспортные системы, ссылаясь на инфраструктуру Германии в качестве модели. В заключение в статье подчеркивается преобразующее влияние электросамокатов на городскую мобильность в России, несмотря на первоначальное медленное внедрение и существующие опасения по поводу безопасности и правил.   

Ключевые слова:
электросамокаты, кикшеринг, городская мобильность, рост рынка, услуги аренды, пользовательские тенденции, развитие инфраструктуры, проблемы безопасности, конкурентный анализ   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-574-69-76

Введение. Электросамокат представляет собой высокоэффективный и простой вид городского транспорта. Это удобство привело к значительному росту популярности среди горожан услуг по аренде электросамокатов. Например, пользователи могут арендовать электросамокат для быстрого перемещения из одной точки в другую, тем самым решая проблемы плотности города и пробок на дорогах без необходимости владения личным транспортным средством. Более того, эти электросамокаты облегчают беспрепятственный доступ к городским удобствам и способствуют разнообразию развлекательных мероприятий в городских условиях. Внедрение электросамокатов стало важной тенденцией в российских городах, обеспечив значительное присутствие, которое продолжает расти. Жизнеспособность и расширение российского рынка электросамокатов подтверждаются статистикой и знаниями, представленными в аналитическом отчете консалтинговой группы B1.Результаты исследования. В последние годы происходит революция в сфере кикшеринга (аренда электросамокатов поминутно) в России, причем ожидается внушительный рост выручки операторов [1]. Согласно данным из обзора рынка кикшеринга, проведенного компанией Б1 и цитируемого "Ведомостями", ожидается, что выручка вырастет с 9 млрд до 60,4 млрд рублей в период с 2021 по 2024 годы. Этот взлет рынка будет подпитываться увеличением покрытия городов средствами индивидуальной мобильности, включая электросамокаты, а также расширением сервисов кикшеринга на новые города.Прогнозируется, что в период с 2025 по 2026 годы выручка игроков рынка будет увеличиваться в среднем на 60% ежегодно, достигнув отметки в 95,7 млрд рублей. Этот рост будет обусловлен увеличением числа пользователей и поездок. Количество активных пользователей практически утроится за четыре года, достигнув 34 млн человек в 2026 году. Поездки на самокатах также увеличатся с 5,5 в 2021 году до 16,3 в 2026 году на активного пользователя.Интересно, что кикшеринг самокатов растет быстрее, чем владение ими. Аналитики не ожидают значительного роста продаж самокатов в долгосрочной перспективе, объясняя это предпочтением пользователей не тратить время на покупку и обслуживание [2]. Важно отметить, что средняя стоимость поездки на арендном электросамокате незначительно увеличится с 164 до 175 рублей за шесть лет.Темпы роста российского рынка кикшеринга превосходят мировые в четыре раза, что объясняется как низкой базой для роста, так и запоздалым в России интересом к этой услуге. Множество городов с населением более 100 тыс. человек до сих пор не имеют сервиса кикшеринга самокатов, что оставляет много пространства для роста. Увеличение частоты поездок на пользователя также сыграло ключевую роль в росте рынка кикшеринга.Динамика выручки кикшеринга в РФ представлена на рисунке 1 [4].Рисунок 1. Динамика выручки кикшеринга в РФ, млрд. руб.Прогнозируется, что рост будет происходить ввиду резкого увеличения плотности покрытия крупных городов, роста количества поездок, развития соответствующей инфраструктуры, расширения сети сервисов проката и охвата их услугами новых населённых пунктов. Рост выручки участников рынка в 2025-2026 г. будет неуклонно расти примерно на 60% в год и достигнет 96 млрд. руб. Такая позитивная динамика объясняется увеличением числа активных пользователей, которые в 2021 г. составляли 10 млн. человек, в 2024 эта цифра ожидается на уровне более 28 млн., а в 2026 – она достигнет 34 млн. Причём поездки на электросамокатах будут совершаться чаще. Если в 2021-2022 г. активным пользователем за год совершалось в среднем 5,5 поездок, то в 2024 г. он совершит уже 13,6 поездок, а к 2026 году эта цифра вырастет до 16,3. Динамика рынка кикшеринга в РФ представлена на рисунке 2.Рисунок 2. Динамика рынка кикшеринга в РФ.Потенциал активных пользователей рынка кикшеринга в РФ представлен на рисунке 3.Рисунок 3. Потенциал активных пользователей рынка кикшеринга в РФ, млн. чел.По результатам анализа, сегодня темпы роста отечественного рынка опережают мировые показатели в четыре раза. Динамика проникновения кикшерига по странам представлена на рисунке 4.Рисунок 4. Динамика проникновения кикшерига по странам, %.Специалисты связывают рост с недостаточной изначальной основой для развития, а также с запоздалым почти на два с лишним года взлётом спроса на эту услугу у нас в стране.Таким образом, как показывает статистика, пользователи постепенно отказываются от длительных прогулочных поездок на самокатах и переходят к коротким, сугубо транспортным. При этом стоимость проката операторами кикшеринга не увеличивается из-за высокой конкуренции и стремительного развития системы подписок [3]. Ещё одним показателем растущего рынка проката самокатов в России является увеличение количества компаний, оказывающих кикшеринговые услуги и расширение их географического охвата. Сегодня на отечественном рынке аренды электросамокатов лидирующие позиции занимают такие сервисы, как Whoosh, Яндекс Go, Карусель, Ecoway, URent, Lite.Заключение. По результатам исследования можно сделать вывод, что несмотря на запоздалый рост популярности использования электросамокатов, в России отмечаются кардинальные перемены в сфере индивидуальной мобильности. Доказательством этому является запоздалая, но всё же принятая дорожная карта развития, которую подготовил Минтранс РФ. В ней большое внимание уделено развитию инфраструктуре для самокатов в 2024 году и интеграции её в транспортные системы городов. В пример приведена Германия, где только протяжённость специализированных дорожек для самокатов составляет 83 тыс. км, что в 17 раз больше, чем в РФ.Учитывая также негативные последствия использования прокатных электросамокатов в качестве средств передвижения по городу (нарушение правил ограничения скорости, большое количество ДТП, угроза пешеходам на тротуарах) на данный момент прогнозируется рост популярности данного вида транспорта.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Иманов Ф.Я. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРЕНДЫ ЭЛЕКТРОСАМОКАТОВ В ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 69 - 76. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14203 (дата обращения: 06.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14203



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.