'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 1
  4. Научная статья № 10

Просмотры  134 просмотров

Киселева Д.А., Чепик О.В.

  


УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие учетной политики организации и налогового менеджмента организации. Проанализированы пути наиболее эффективной и результативной учетной политики для целей налогообложения. Приведен механизм формирования учетной политики.   

Ключевые слова:
налоговый менеджмент, учетная политика, система налогообложения, налоговый учет   


Налоговый менеджмент – это система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро и микроуровнях.Целью корпоративного налогового менеджмента является реализация налоговой политики субъекта хозяйствования. Налоговая политика предприятия планируется с учетом стратегических и тактических целей его развития [3]. Учетная политика - важнейший фактор, определяющий эффективность налогового менеджмента. При разработке налоговой политики предприятия одновременно формируются формы и методы ведения учета налогов на счетах бухгалтерского учета, а также порядок налогообложения.Переход и условия формирования в России рыночной экономики поспособствовали принципиальному изменению направления использования бухгалтерского учета, ставшего теперь не как раньше инструментом обслуживания государства, а одним из наиболее эффективных факторов обеспечения потребностей широкого круга хозяйствующих субъектов, что привело к возникновению и формированию внутрихозяйственного учета и отчетности, способствующих:- активизации работы с бухгалтерской информацией,- решению задач извлечения прибыли,- повышению управляемости,- определению индивидуальных особенностей и характеристик организации (в частности, в вопросах налоговой политики).Совокупность организационно-распорядительных документов, которые отражают эти индивидуальные особенности, формирует учетную политику организации, основанную в России на положениях Федерального закона «О бухгалтерском учете» и иных положениях бухгалтерского и налогового законодательства. Важнейшим нормативным документом, предъявляющим общие требования к содержанию учетной политики, является ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [2].Чтобы учетная политика была наиболее эффективно и результативной, необходимо различать между собой управленческий, финансовый, бухгалтерский учет и учет для целей налогообложения, что является особенно важном, поскольку каждое решение по бухгалтерскому учету, так или иначе, связано с налогообложением и в каждом случае предприятие имеет определенные последствия. Традиционно учетную политику целесообразно рассматривать в организационном и методическом аспектах, причем в рамках каждого выделяются несколько основных направлений учетной политики.Организационный аспект учетной политики предполагает организацию учетной работы, технологию обработки учетной информации, инвентаризацию активов и обязательств, регламенты системы документооборота и материальной ответственности. Методический аспект предусматривает оценку хозяйственной деятельности, учет и списание внеоборотных и текущих активов, учет запасов и затрат, учет финансовых результатов и источников финансирования.Согласно статье 11 Налогового кодекса РФ, учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [1].Разработанная учетная политика вводится в действие соответствующим приказом или распоряжением руководителя и применяется с 1 января года, который следует за годом ее утверждения. Согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, учетная политика для целей налогообложения формируется исходя из принципа последовательного применения норм и правил налогового учета, означающего необходимость последовательного применения способов ведения налогового учета, закрепленных в положениях учетной политики от одного налогового периода к другому. Бланки учетных налоговых регистров могут стать приложениями к учетной политике, которые организация вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать. Кроме того, на стадии разработки учетной политики целесообразно закрепить и обосновать в ней соответствующий способ исчисления налогооблагаемой базы применительно ко всем налогам, которые организация уплачивает в бюджет, что способствует минимизации налоговых рисков. Таким образом, эффективность учетной политики является одним из наиболее важных показателей, характеризующих качество деятельности финансовых подразделений организации.Оказывать непосредственное влияние на финансовые результаты в рамках учетной политики для целей налогообложения возможно различными путями: регулируя оценку активов, распределяя доходы и расходы между смежными отчетными периодами и т.д. Те учетные средства и приемы, которые формируют оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, напрямую связаны с налогообложением организации, а также ее финансовым положением. Выбирая ту или иную методологию учета (не нарушающую законодательство), можно выбирать наиболее выгодный способ учета, поэтому одним из направлений эффективного налогового планирования является определение и грамотное применение элементов учетной политики для целей налогообложения. Показателем её эффективности и действенности выступает величина эффекта «налоговой экономии», возникающего за счет непосредственного сокращения величины налогов, а также за счет распределения финансовых потоков во времени, когда первыми следуют меньшие платежи, а последними - большие суммы налоговых выплат, и благодаря которому достигается увеличение ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия. В то же время, ресурсы, которые были высвобождены, уменьшают объем потребности в оборотных средствах, а также находятся в обороте, увеличивая прибыль предприятия.Формируя свою учетную политику, предприятия вправе выбирать один из законодательно разрешенных вариантов отражения хозяйственных операций, впоследствии влияющих на величину налоговых обязательств:- метод определения даты реализации товаров (работ, услуг),- момент признания доходов и расходов по налогу на прибыль,- формирование себестоимости для целей налогообложения,- отнесение расходов к прямым и косвенным,- оценка материально-производственных запасов при выбытии,- порядок исчисления амортизации по основным средствам и их списание,- создание резервных фондов.Таким образом, учетная политика является неотъемлемым инструментом налогового менеджмента любой организации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Киселева Д.А., Чепик О.В. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 77 - 82. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14204 (дата обращения: 14.05.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14204



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.