'
Реджепов Ы.Г., Оразмаммедов Д.А.
МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МАРКЕТИНГЕ И ИХ ОСОБЕННОСТИ *
Аннотация:
рассматриваются методы прогнозирования в маркетинге, направленные на решение проблем, связанных с развитием и ростом предприятия на рынке. Проанализированы и охарактеризованы современные методы прогнозирования, выделены наиболее адаптированные к современным социально-экономическим условиям методы.
Ключевые слова:
прогноз, маркетинг, исследование, форсайт, методы, инновации
Прогнозирование в настоящее время является актуальным методом повышения эффективности деятельности предприятия, а внедрение инноваций обеспечивает удовлетворение потребителей и рост организации на современном рынке. В данном исследовании прогнозирование рассматривается в качестве инновации. Инновации необходимы в каждой отрасли экономики, так как они обеспечивают развитие новых технологий, определяющих снижение затрат, а также повышение качества товаров и услуг. С помощью прогнозирования принимаются решения, способствующие удержанию фирмы на рынке, анализируются настоящие и будущие действия конкурентов, осуществляется сбор данных о рынке, координируются дальнейшие действия фирмы, оптимизируются расходы предприятия.Прогнозы в маркетинге можно классифицировать следующим образом: • по охвату прогнозирования объекта исследования прогнозы могут быть общими (прогноз общего развития народного хозяйства) и частными (прогноз для отдельных отраслей, инфраструктур, показателей),• по сроку исследования можно выделить краткосрочные (менее 1 года), среднесрочные (от 2-х до 5-ти лет) и долгосрочные (5 лет и более) прогнозы,• по виду формирования итога прогнозы можно разделить на качественные и количественные. Качественные основываются на знаниях и умениях исследователя, поэтому они являются относительными. В количественных прогнозах используются математические операции и формулы, что делает их более точными.Рассмотрим методы, которые включает в себя последний критерий, их классификация очень разнообразна, она изображена на рис. 1.Рисунок 1. Классификация качественных и количественных методов прогнозирования. Из всех вышеприведенных методов прогнозирования мы выбрали метод «Дельфи», метод «мозговой атаки» и метод морфологического анализа, так как именно эти методы являются наиболее адаптированными и эффективными в современных условиях функционирования компании.При формировании маркетингового прогноза часто используется метод «Дельфи». Данный метод строится на аргументированных выводах экспертов конкретной отрасли, на основании которых впоследствии принимаются управленческие решения. Метод «Дельфи» относится к числу методов экспертных оценок. Главными достоинствами этих методов является их применимость к широкому спектру ситуаций, а также быстрое решение поставленных задач. Метод «Дельфи» очень часто используется в форсайтах. Форсайт позволяет выявлять слабые сигналы, которые будут доминировать в будущем. Самым главным в форсайте представляется процесс обнародования в среде участников с разнонаправленными интересами возможных вариантов развития, будущего на рынке. Концентрация усилий участников процесса преобразований в некотором прогнозном состоянии превращает прогноз в активное предвидение.Не менее известен метод «мозгового штурма». Эксперты обсуждают поставленную задачу, затем каждый участник дискуссии предлагает наибольшее количество различных вариантов решения проблемы. В завершении обсуждения эксперты приходят к выбору и утверждению общего решения. Метод основывается на творческом мышлении участников обсуждения и предполагает разносторонние и нестандартные идеи, иногда противоположные друг другу. Гордон взглянул с новой стороны на творческое мышление человека, отличное от традиционных форм.Метод морфологического анализа основан на творческом мышлении, однако особенность его заключается в том, что за основу берутся «оси» (характеристики поставленного вопроса), на которые в процессе обсуждения накладываются различные элементы. Оси можно перемещать, а элементы менять местами для стимулирования творческой деятельности специалистов. Затем эксперты приходят к выбору оптимальных идей и прогнозов.Заключение. В настоящей работе проанализированы разнообразные методы прогнозирования в маркетинге, отмечены их особенности и актуальность, которая подтверждается востребованностью на рынке. Прогнозирование — неотъемлемая часть успешного функционирования предприятия в 21 веке, так как оно позволяет эффективно распределять бюджет, предвидеть действия конкурентов, сократить время реакции на изменения, происходящие внутри рынка. Применение методов прогнозирования необходимо, а выбор метода зависит от конкретной цели прогнозирования, поставленной задачи, индивидуальных условий.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1
Ссылка для цитирования:
Реджепов Ы.Г., Оразмаммедов Д.А. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МАРКЕТИНГЕ И ИХ ОСОБЕННОСТИ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 118 - 122. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14211 (дата обращения: 09.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*