'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 1
  4. Научная статья № 24

Просмотры  226 просмотров

Грачев И.В.

  


ИСТОРИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗАЩИТЫ В РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХАХ *

  


Аннотация:
в рамках данной статьи будет рассмотрение становления и развития прав и свобод человек от древнего Рима и Греции до современности.   

Ключевые слова:
права человека, общественная мысль, концепция прав человека, международные договоры, социальные движения, гражданские права, прогресс в защите прав   


История защиты прав человека – это длинный и извилистый путь, начинающийся с древних времен и продолжающийся до наших дней. Концепция прав человека непрерывно развивалась и совершенствовалась, а её защита претерпевала неоднократные изменения в зависимости от политических, экономических и социальных условий разных эпох. В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития концепции прав человека и его защиты. Начало развития прав и свобод человека начинается в древнем Вавилоне с создания законов царя Хаммурапи. Свод законов состоял из 282 статей, которые охватывали многие сферы жизни общества и защищали различные права и свободы людей. Например, защищали класс людей от разорения, защищали мужчин и женщин в браке, регулировали торговые отношения и т.д. Далее развития идей прав и свобод берет свое начало в древних цивилизациях, таких как Древняя Греция и Рим. В этих культурах существовали различные формы прав и свобод, которые ограничивали власть монархов и защищали интересы граждан. Сейчас мы рассмотрим развития прав и свобод в каждом из них. В Греции Суждения о правах человека встречаются в трудах Платона (427–347 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) и др. Так, Платон много внимания уделил развитию учения о справедливости. Справедливость, считал он, состоит в том, чтобы каждое начало (каждое сословие и каждый член государства) занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Большое внимание справедливости как принципу естественного права человека уделял Аристотель. Он различал два ее вида: справедливость распределяющую и справедливость уравнивающую. Распределяющая справедливость – это явление справедливости при распределении всего того (власти, денег и т. п.), что может быть разделено между участниками общества. Здесь возможно, как равное, так и неравное наделение различных лиц соответствующими благами. Особое же место в рассмотрение развития прав и свобод в Греции стоит отнести древнегреческой демократии и прежде всего демократии Афин второй половины V в. до н.э. во-первых, Гражданином – обладателем прав – здесь считался человек, родившийся от полноценных граждан отца и матери из Афин. Позднее гражданином Афин считался человек даже с 1 полноценным родителем гражданином. С 20 лет гражданин (но не гражданка) приобретал право активного участия в законотворчестве афинского государства – Народного собрания в котором решались основные проблемы внутренней и внешней политики своего государства, а с 30 лет гражданину давалась возможность заниматься управлением государства и судопроизводством. Внутри государства существовала концепция ведения слушания, исключавшей подкуп судей, процедура назначения дела к слушанию происходила при первых лучах солнца, а определение судей, которым поручалось слушание и ведение дела, осуществлялось путем жребия (принцип талиона, все равны перед своей судьбой) [3, с. 23]. Древнегреческая демократия признавала право каждого на полную свободу слова и мысли в Народном собрании. Граждане имели право подвергать обсуждению, похвале или осуждению действия любого лица не зависимо от его статуса. Однако запрещались продвигать предложения, противоречащие закону. Личные имущественные права граждан включали право частной собственности – возможность приобретения, пользования и распоряжения имуществом. Стоит также отметить что закон защишал жизнь граждан, жестоко наказывал за похищение людей, продажу в рабство. Органом защиты прав были еще Архонты они были выбираемые из народа и занимались различными государственными делами включая и защиту прав граждан. “Совет старейшин” или как познее назовут “Совет пятисот” и “Совет четырехсот” это орган который также защищал права и свободы каждого гражданина путем голосования по какому-либо делу. Особое место нужно отнести законам Драконта (621 год) которые прописывали серьёзные наказания за преступления [4, с. 92-93] и законы Солона (596 год) в которых открыто защищают права и свободы граждан. [1, с. 64]. В древнем Риме же идея прав и свобод была представлена таким течением как стоицизм, представителем Зеноном он считал, что человек всю жизнь должен жить в понимание с природой и обществом в соблюдение мировых законов и самое главное быть честным и добродетельным. Защита прав с свобод в Риме обычно происходило в судах при взаимодействии народа и государства. Однако были и особые формы защиты как Третейский суд, (решение дела вне вмешательства государства), самозащита (решение защиты прав на основе своих сил и семьи), в редких случаях протерской, когда уполномоченный человек претор закрывал дело. Нужно еще отметить законы, Тита Ливия которые заложили фундамент прав и свобод граждан в древнем Риме. Законы XII таблиц – первый свод норм писаного права Древнеримского государства, принятый около 450 г. до н. э. Особенность этих законов, заключается в том, что они состоят в основе из нормы обычного права и судебной практики римского народа. В период же средневековья также активно продолжался процесс развития права и противостояния господству элиты над простым народом. Важно отметить, что социальные движения, мысли, идеи, связанные с правами и свободами людей, были основаны на некой религиозной основе которая давала противостояние старым угнетающим порядкам. Например, можно сказать, что в позднем христианстве наблюдаются изменения в противостоянии тирании власти и его произвола. Вследствие чего происходит такое явление, что религия превращается в идеологию, ярким примером является христианство. Со временем представители христианской религии все больше контактируют с властью вследствие чего завоевывается авторитет и власть как в народе, так и в элитных кругах. Вследствие чего происходит такое явление как превосходство религиозных правовых начал над государственными. Например, позднее в XII-XIII в Англии началось открытое противостояние власти. На фоне того что английский король Иоанн Безземельный ввел огромные налоги и поборы с населения, которые всех не устраивали. После этого происходили серьёзные противостояния народа и власти, которое привели к подписанию правового документа Великой Хартии Вольности 15 июня 1215 года. Которая полностью защищала свободу и права граждан [4, с. 3-5]. Если рассматривать общественную мысль на право и свободы, то наиболее большого вклада в развитие прав и свобод внес Фома Аквинский, который активно доказывал, что самая главная цель государства это обеспечение общего блага и достойной жизни граждан. Именно Фома Аквинский утверждал и распространял идею, что каждый человек и народ имеет право на свержении тиранического режима. Также он утверждал, что каждый человек имеет “Естественные права”, например, поиск истины и своего бога, создание семьи и продолжение рода, уважения достоинства со стороны общества [5, с. 61]. Особую роль также играли Мартин Лютер и Жан Кельвин. Мартин Лютер считал, неравенство людей — это естественный процесс кто-то правит, а кто-то подчиняется, однако его идеи не прижились в обществе. Жан Кельвин считал, что аристократия дает возможность людям выбирать должностных лиц, которые будут решать, как внутренние, так и внешние проблемы государства. Аристократия признает политический выбор народа, но управляет государством аристократия. Ренессанс и Просвещение: расширение концепции прав человека В период Ренессанса и Просвещения идеи о правах человека продолжили развиваться, и многие мыслители начали выступать за равенство всех людей, независимо от их социального статуса или национальности, вероисповедания. В этот период были созданы важные тексты, такие как «Диалоги о равноправии» Филиппа де Коммина и «Левиафан» Томаса Гоббса. "Диалоги о равноправии" Филиппа де Коммина и "Левиафан" Томаса Гоббса - это два классических политических трактата, которые касаются вопросов власти, общества и государства. "Диалоги о равноправии" - это сочинение Филиппа де Коммина, опубликованное в 1550-х годах. В этом произведении автор выступает за идею равноправия мужчин и женщин, это одна из самых ранних работ, посвященных женскому равенству. "Левиафан" - это трактат Томаса Гоббса, опубликованный в 1651 году. В этом произведении Гоббс рассматривает систему государства, власти и социальных контрактов. Он доказывал, что государство создано для защиты своих подданных. Гоббс также выдвигал свою теорию о том, что государство имеет право на монополию на силу для обеспечения порядка и стабильности. В период становления буржуазного строя в Англии принимается «Хабеас корпус акт» (1679), который вводит процедуру освобождения арестованных из тюрьмы в тех случаях, когда по закону они могут быть взяты на поруки, устанавливает гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности, сроки давности и другие гарантии защиты прав личности [2, с. 5-13]. Стоит также отметить достижением в истории защиты прав человека стало подписание в 1689 году Акта о правах и свободах субъектов королевства Англия [2, с. 14-18]. В нем закреплялись основные права и свободы граждан, такие как свободу слова, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю, запретил жестокие наказания, установил ряд правил участия присяжных в судебном заседании. В XVIII - XIX веках зарождается современные концепции прав человека. Этот период стал ключевым для развития и оформления современной концепции прав человека. В этот период были созданы важные документы, такие как Декларация независимости США (1776), Декларация прав человека и гражданина (1789) во Франции и Конституция Франции 1791. Декларация независимости США (1776) - это историческая документ, опубликованный 4 июля 1776 года, объявляющая о разрыве связей между Четырнадцатью колониями в Северной Америке и королевской властью Великобритании. Она была написана Томасом Джефферсоном и подписана другими делегатами Континентального конгресса. В документе декларируются идеалы свободы, равенства и право на жизнь. Декларация прав человека и гражданина (1789) во Франции - это первая конституционная хартия Франции после конституции Французской революции, опубликованная в 1789 году и подписана Национальным собранием. Документ устанавливает основные права и свободы граждан Франции, включая свободу вероисповедания, свободу слова, свободу собраний, право на собственность и право на равенство под законом. Конституция Франции 1791 - это первая конституция Франции, созданная во время Французской революции. Она была принята Национальным собранием 3 сентября 1791 года и начинает действие 14 сентября 1791 года. Конституция устанавливает монархическую монархию, разделяет власти между законодательной, исполнительной и судебной властью, и гарантирует основные права и свободы граждан. С середины XIX в. по Европе происходит волна социального законодательства: пенсии по старости и инвалидности, страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни. Зарождалась позитивная концепция прав человека. В XX веке уже наступает новый виток развития прав и свобод человека в этот период в международных организациях коллективными действиями утверждаются и прописываются права и свободы для каждого человека в мире независимо от каких-либо факторов. В XX веке было создано множество документов и мирных договоров, которые защищали права и свободы людей. Вот некоторые из наиболее значимых из них. Универсальная декларация прав человека (1948) этот документ является первой попыткой создать общую базу прав человека, которая защищает права каждого человека на свободу, равенство и достоинство. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950) этот документ, созданный Советом Европы, определяет права и свободы, которые должны быть предоставлены всем гражданам Европы. Он предусматривает создание Европейского Суда по правам личности для рассмотрения жалоб на нарушение прав человека. Международный пакт о правах человека (1966) этот документ, также созданный Организацией Объединённых Наций, определяет обязательства, которые должны быть приняты государствами-членами в отношении защиты прав человека. Конвенция о ликвидации расовой дискриминации (1966) данный документ определяет права человека и запрещает дискриминацию на основе расы. Он создан Организацией Объединённых Наций и предусматривает создание Комитета по ликвидации расовой дискриминации для анализа и рассмотрения жалоб о нарушении прав человека. Конвенция о правах человека с особой защитой (1966) данная конвенция, также созданная Организацией Объединённых Наций, защищает права человека, особенно тех, кто находится в плохом положении, таких как дети, женщины, рабочие и беженцы. Конвенция о правах ребенка (1989) последний в моем перечне документ, также созданный Организацией Объединённых Наций, устанавливает стандарты защиты прав и благополучия детей. Данные конвенции, декларации, документы, перечисленные выше является одними из самых известных, которые отвечают за права и свободы человека, ведь в настоящее время они являются стандартами для всех стран мира. Рассмотрев историю развития прав и свобод человека можно с уверенностью сказать, что она остается динамичной развивается, до сих пор не смотря на серьёзные изменения между эпохами. Тема прав и свобод человека в наше время как никогда актуальна среди общества, так-как в наше время каждый человек без исключения старается знать свои права и свободы, чтобы защитить себя от произвола и беззакония.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Грачев И.В. ИСТОРИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗАЩИТЫ В РАЗЛИЧНЫХ ЭПОХАХ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 162 - 170. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14218 (дата обращения: 06.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14218



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.