'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 1
  4. Научная статья № 25

Просмотры  235 просмотров

Деникина Т.А.

  


ОПЛАТА ПРОЕЗДАГОССЛУЖАЩИХ В ОТПУСК НА ПРИМЕРЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы субсидиарного применения норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда в отпуск и провоза багажа государственным гражданским служащим является государственной гарантией, обеспечивающая правовую и социальную защищенность государственных служащих. Важная задача, стоящая перед судебными органами, является правильное толкование норм права, которое должно обеспечить единообразное, правильное понимание закона. Зачастую, отсутствие судебной практики и единой концепции судебного толкования права приводит к необоснованному, вынесенному с нарушением норм материального права судебному акту. Нередко, высшие судебные инстанции оказывают необходимую помощь правоприменителю при разрешении конкретной ситуации. В данной статье автор приводит конкретный пример ситуации, с которым столкнулся на практике в суде первой, апелляционной и кассационной инстанциях.   

Ключевые слова:
токование норм права, государственный гражданский служащий, суд первой инстанции, апелляционный суд, кассационный суд, компенсация расходов, оплата проезда   


Зачастую в судебной практике возникают спорные вопросы, в которых нет единого подхода. В данной ситуации, при отсутствии судебной практики, точку в деле компенсации расходов стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуск государственному служащему, при переходе из одного федерального органа в другой федеральный орган, финансируемый одним Главным распорядителем бюджетных средств, поставил суд кассационной инстанции.Согласно части 1 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации [3].Аналогичный порядок установлен статьей 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».Предоставление компенсации расходов работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений регулируется Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 455 (далее-Правила) [6].Согласно пункту 2 Правил работникам федеральных государственных органов и членам их семей один раз в два года производится компенсация за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также провоза багажа весом до 30 килограммов [6].В силу прямого указания закона, следует, что компенсация производится из федерального бюджета один раз в два года, независимо от ведомственной принадлежности федерального органа.Государственный гражданский служащий обратился в районный суд с исковым заявлением к федеральному органу о взыскании компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно за период работы в подведомственном органе с 01.09.2021 по 31.08.2023, при этом, он ранее получил компенсацию, работая в федеральном органе, за период работы с 24.04.2021 по 23.04.2023.Разрешая спор и удовлетворяя требования государственного служащего суд первой инстанции исходил из того, что проезд истца подтвержден представленными проездными документами, и пришел к выводу о том, что несмотря на наличие единого Главного распорядителя бюджетных средств и источника финансирования настоящего и предыдущего работодателя государственный служащий имеет право на соответствующую компенсацию по проезду к месту проведения отпуска и обратно, предусмотренную трудовым законодательством, на общих основаниях, поскольку он вступил в трудовые права с новым работодателем [7].Судебная коллегия апелляционной инстанции, находя выводы суда первой инстанции о наличии у истца права на возмещение расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно верными, основываясь на положениях статьи 121, части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 6 статьи 5, статьей 23, 24, части 2, статьи 26, пункта 6 статьи 36, пункта 5 статьи 56 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пришла к выводу, что гарантированное право государственного гражданского служащего на возмещение расходов по оплате проезда связано с наличием у него соответствующего стажа работы в конкретном государственном органе, с которым заключен соответствующий служебный контакт, в связи с чем отсутствует необходимость учета стажа работы служащего на иных должностях [8].Судебная коллегия кассационной инстанции нашла выводы судов первой и апелляционной инстанции неверными, поскольку они были основаны на неверном применении норм материального права.Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.В соответствии со статьей 33 этого же Закона компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации [5].В силу части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [3].Согласно части 1 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один рад в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации [3].Согласно пункту 4 Правил право на компенсацию расходов за первый и второй год работы возникает у работника учреждения одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы [6].В дальнейшем у работника учреждения возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в указанном учреждении – начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы – начиная с пятого года работы и т.д [6].Компенсация расходов является целевой выплатой. Средства, выплачиваемые в качестве компенсации расходов, не суммируются в случае, если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию.Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации [4].Государственным гражданским служащим в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации [4].Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе [3].В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим федеральным законом [4].Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, на что указано в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими.Судами первой и апелляционной инстанциями не принято во внимание, что спорные отношения, урегулированы пунктами 2, 3, 4 Правил, которые не предусматривают выплату компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно из средств бюджета более одного раза в два года, в том числе при смене органа, в котором гражданин проходит государственную гражданскую службу.Удовлетворяя требования истца, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что финансирование данных расходов за счет федерального бюджета будет производится государственному гражданскому служащему в нарушение пункта 3 Правил, фактически второй раз за двухлетний период работы [9].Принимая во внимание, что все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства судами установлены, а ошибка допущена вследствие неправильного применения судебными инстанциями норм материального закона, то суд кассационной инстанции, на основании пункта 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменил решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части удовлетворения требований государственного гражданского служащего о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно.Таким образом, компенсация оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно производится государственным гражданским служащим один раз в два года, независимо от смены органа, в котором государственный гражданский служащий проходит службу.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Деникина Т.А. ОПЛАТА ПРОЕЗДАГОССЛУЖАЩИХ В ОТПУСК НА ПРИМЕРЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 171 - 180. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14219 (дата обращения: 17.06.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14219



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.