'
Разуда А.И., Прохожев О.А.
ШРИФТ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются мало разработанные и актуальные на сегодняшний день проблемы, связанные с использованием шрифта как объекта интеллектуальной собственности. Также раскрывается сущность понятия «шрифт» исходя из аспектов авторского и патентного права.
Ключевые слова:
шрифт, искусства шрифта, шрифтовой дизайн, дизайн, авторское право, интеллектуальная собственность, патентное право
На протяжении долгой истории человечества шрифт возник из потребности передавать информацию в письменном виде во времени и пространстве, фиксировать и сохранять опыт, знания и литературу. Шрифты — это один из инструментов и ресурсов дизайнера, грамотное использование которого помогает ему формировать контент, придавать языку физическое тело. На данный момент шрифт это не только средство общения между людьми, с быстрым развитием современных технологий с каждым годом его задачи становятся все шире, а сферы применения увеличивается. Шрифт живет десятки лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. В 21 веке помимо полиграфического и средового дизайна, зародился и активно развивается веб-дизайн, исходя из этого критерии выбора шрифтов должны учитывать не только бумажные или пластиковые носители, но и мониторы компьютеров, смартфонов, телевизоров и т. д. Сегодня любой пользователь современных технологий знает, что такое шрифт, может назвать по меньшей мере несколько гарнитур (например, Helvetica, Verdana и Times) и понимает, что шрифты задают тон и настроение сообщения. Несмотря на глобализацию индустрии шрифтового дизайна, характер правовой защиты шрифтов в разных странах мира остаётся разным.Шрифт (нем. Schrift от schreiben «писать») графическая форма знаков алфавитной системы письма [1]. Следовательно, шрифт — это основа графического дизайна, он представляет определенное начертание букв и знаков (букв, цифр, знаков препинаний и др.), составляющих единую стилистическую и композиционную систему их общее изображение и размер.Человеческому глазу достаточно доли секунды, чтобы беглым взглядом охватить все, что находится на странице, а именно расположение различных элементов и внешний вид каждого из них. Так правильно подобранные шрифты создают ощущение стилевой законченности, поэтому с гармонично подобранной шрифтовой композицией любой дизайн выглядит более продуманным, а информация удобочитаемой.Таким образом, основной функцией шрифтовой композиции является создание определенного состояния и передача настроения и чувств всей представляемой информации в доходчивой визуальной форме. В повседневной жизни человека окружает огромный поток информации. И именно дизайнер участвует в создании шрифта, его структурировании и подборе для данного массива информации. Искусством шрифта и шрифтовым дизайном занимаются разработчики шрифтов. Их задачей также является адаптация шрифтовых гарнитур к IT-технологиям в компьютерной среде. Объект шрифтового дизайна может иметь два аспекта регистрации интеллектуальной собственности- авторского и патентного права. Искусство шрифта — это художественное оформление текста с помощью шрифтов, символов и знаков, разработка их концепции и формы, следовательно, оно будет относиться к авторскому праву. Шрифтовой дизайн, при адаптации шрифта к определенной информационной среде будет считаться аспектом патентного права, в котором ключевыми являются технологии и методы разработки шрифта. Разрабатываемые дизайнерами шрифты классифицируются на: шрифты широкого применения и корпоративные. Корпоративные используются крупными фирмами для создания уникального фирменного стиля, а также для выражения идеи, вкладываемой в проект, т.к. внешний вид текста способен заметно изменить восприятие информации. Анализируя айдентику компании, можно классифицировать её по используемым шрифтам, которые она предпочитает: представители технических профессий выбирают более сдержанные и строгие, представители традиционных сфер деятельности — классические. Каждый бренд должен говорить на своем языке. Итак, следует отметить, что шрифт не существует сам по себе, это визуальный язык, используемый компаниями как часть их дизайна.Однако чаще всего дизайнеры при разработке фирменного стиля используют обширную библиотеку существующих шрифтов, выбирая и комбинируя их в соответствии с конкретной аудиторией или ситуацией. В интернет-библиотеке шрифтов существует два типа шрифтов общедоступные (для всеобщего пользования в личных целях) и платные (при использовании которых необходимо приобрести лицензию). Любые модификации лицензионного шрифта происходят с одобрением дизайнера-автора или с его участием, так как по факту создания шрифт является интеллектуальной собственностью и защищается авторским правом. Термин «интеллектуальная собственность» подразумевает результат умственной деятельности [2] и всё, что к нему относится: шрифты, фото, изобретения и т.д. Согласно учредительным документам ВОИС «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к:Литературным, художественным и научным произведениям,Исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам,Изобретениям во всех областях человеческой деятельности,Промышленным образцам,Товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,Другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях [4].Соответственно автором интеллектуальной собственности согласно ГК РФ статье 1228 признаётся [3] человек, или группа людей творческие усилия которых привели к созданию продукта. Следует отметить, что право авторства неотчуждаемо.В зависимости от вида интеллектуальной собственности она защищается следующими категориями прав: авторским и (или) патентным правом.В соответствии с п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ объектом авторского права являются произведения графики и дизайна. Шрифт с позиции права представляет собой произведение графики, как в отношении конкретной буквы, так и в отношении набора литер в целом, однако сами буквы являются общеупотребительными символами и не подлежат правовой охране, тогда как их внешнее выражение может охраняться законом. Для каждого шрифта с юридической точки зрения важно различать его материальный носитель, разрабатываемый техническим работником и графический образ. Первый из них создаётся техническим работником, а второй — шрифтовым дизайнером.Распоряжение исключительными правами, возникающими как компонент авторских прав на шрифтовой файл, является основным содержанием такого юридического инструмента, как лицензионный договор, заключаемый автором или продавцом шрифта с конечным пользователем. Согласно Статье 1233 ГК РФ предмет лицензионного договора трактуется как «результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство)» [8]. Дизайн-студии и шрифтовые дизайнеры обычно используют пять типов лицензионных договоров:Desktop ? подходит для многих программ, документов, логотипов, а также для социальных сетей.Webfont — позволяет встраивать шрифты на сайт, её стоимость зависит от посещаемости ресурса.App — предназначена для использования шрифтов в мобильных приложениях, на стоимость лицензии влияет количество скачиваний.Digital Ads — для использования шрифтов на рекламных баннерах в интернете, чем больше показов — тем дороже лицензия.Server — даёт право разместить файл приобретённого шрифта на сервере компании и использовать его на множестве компьютеров. Депонирование авторского права не дает защиту разработанному шрифту, это процедура регистрирования в специальном реестре равное обнародованию на сайте. В РФ только наличие патентного права (ГК РФ, на «решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства) [5] гарантирует защиту шрифта. В отличие от авторского права патентное право охраняет не форму выражения объекта, а содержание объекта, т.е. идею, принцип, лежащий в основе изобретения, полезной модели, промышленного образца. В соответствии с законом РФ основанием для предоставления правовой охраны объектам патентных прав является регистрация объекта и выдача специального охранного документа (патента). В процессе регистрации шрифт проходит процедуру государственной экспертизы, во время которой определяется соответствие регистрируемого объекта условиям патентоспособности, а именно новизне и оригинальности. В преимуществах патентного права можно отметить:Сведение к минимизации риска использования чужого шрифта, Публичный факт авторства,Распоряжение патентом на промышленный образец являющимся объектом материальных прав,Исходя из этого, В.?Ю.?Джермакян отмечает, что шрифт рассматривается в качестве промышленного образца только в том случае, если представляет собой художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. При этом, шрифт рассматривается как изделие в том случае, если он представляет собой гарнитуру шрифта. Однако исключительное право по патенту действует только в отношении изделия, в котором воплощено художественно-конструкторское решение шрифта, и не действует в случае рассмотрения его как графического исполнения формы знаков [7].Итак, Дуализм шрифта в авторском и патентном праве заключается в его трактовке как объекта. Таким образом, уникальные шрифты активно разрабатываются и используются дизайнерами в типографике, при создании индивидуального фирменного стиля, а также при разработке элементов средового дизайна и т.д, исходя из этого остро встает вопрос о защите прав интеллектуальной собственности. Современный шрифт — это многогранный для понимания правовой объект интеллектуальной собственности, который совмещает в себе разные институты интеллектуального права и может выступать как в роли художественного (с точки зрения авторского права), так и технического решения (с точки зрения патентного права). Он является и авторским произведением, и частью общего исторического наследия, и графическим средством выражения мыслей. Таким образом, следует разделять такие понятия как шрифтовой дизайн и искусство шрифта как с юридической точки зрения, так и в дизайне.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1
Ссылка для цитирования:
Разуда А.И., Прохожев О.А. ШРИФТ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 235 - 242. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14227 (дата обращения: 18.04.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*