'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 1
  4. Научная статья № 38

Просмотры  39 просмотров

Черенцов В.Б.

  


АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА – ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ *

  


Аннотация:
в работе проведено исследование процедуры медиации, как альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника. Представлены причины неэффективности процедуры медиации в правоприменительной практике. Выявлены механизмы совершенствования процедуры медиации.   

Ключевые слова:
процедура медиации, правоприменительная практика, квалификационные требования к медиаторам   


Институт медиации был впервые введен в 2010 году. В соответствии с ч. 1 ст. 153.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе урегулировать спор путем проведения процедуры медиации. Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника – процедура медиации, должна была повысить эффективность в рассмотрении и разрешении дел судами, а также непосредственно спорящими сторонами. Кроме того, вводя данный институт в нашу правовую систему законодатель также преследовал цель уменьшить объем, нагрузку судов. С тех пор в специальное и процессуальное законодательство часто вносились коррективы с учетом выявленных недостатков с целью улучшить этот институт, но проблема его эффективности и на сегодняшний день остаётся актуальной, что требует научных исследований с дальнейшей законотворческой деятельностью.Процедура медиации была воспринята юридическим сообществом как чуждый отечественному процессуальному праву институт, поскольку отсутствует необходимость в привлечении посредника, когда стороны готовы урегулировать спор добровольно, без финансовых и временных затрат на кандидатуру посредника и оплату его услуг. Причинами, обуславливающими неэффективность данного института в настоящее время можно выделить следующее:1. Проблема, связанная с наличием дополнительных издержек, которые стороны несут в связи с применением процедуры урегулирования спора с участием посредника.В ст. 10 ФЗ № 193 закрепляется: Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе, деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, – на платной основе.Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.2. Проблема квалификации медиаторов. В силу ст. 16 ФЗ №193 Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. На сегодняшний день действует программа подготовки медиаторов, утверждённая приказом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. N 187, которая является основой для формирования данного института и должна обеспечить приток специалистов в данную сферу, но программа не обновлялась с тех пор и не может эффективно применяться в современных условиях, когда весь массив законодательства динамично меняется под потребности общества и технологии, которые в том числе определяют вектор развития общественных отношений во всех сферах.Из всего этого следует, что на законодательном уровне не были приняты меры по должному исследованию данного института и его интеграции в действующую правовую систему как альтернативного способа урегулирования спора. 3. Относительная независимость и беспристрастность медиатора. В соответствии со ст. 9 ФЗ №193 выбор и назначение медиатора происходит по согласованию спорящих сторон, что на практике часто является недостижимым результатом в силу конфликта интересов у сторон и их сомнения в беспристрастности кандидатуры, предложенной другой стороной. Также не решает названную проблему наличие возможности привлекать организации, осуществляющие проведение процедуры медиации, кандидатуры медиатора или медиаторов, поскольку данная возможность носит рекомендательный характер.В соответствии с ч. 5 ст. 11 ФЗ №193, медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.В силу ч. 6 ст. 15 ранее указанного закона медиатор также не вправе оказывать какой – либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь. Таким образом, участие медиатора в урегулировании спорного правоотношения является в большинстве случаев бесполезным.Для того, чтобы повысить эффективность процедуры медиации, как процедуру по согласованию интересов сторон с целью достижения наиболее выгодного решения для них и сделать институт востребованным в российской правовой системе необходимо внести существенные изменения в действующее законодательство о процедуре медиации. Необходимо конкретизировать и интегрировать в процедуре медиации институт юридической ответственности, а также немаловажным фактором могут послужить разъяснения судей сторонам о возможности применения процедуре медиации, поскольку зачастую спорящие стороны не осознают затратности судебных разбирательств, которые и по времени, и по финансам обходятся им гораздо больше, чем альтернативные способы урегулирования спора.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Черенцов В.Б. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА С УЧАСТИЕМ ПОСРЕДНИКА – ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 269 - 273. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14232 (дата обращения: 06.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14232



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.