'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 1
  4. Научная статья № 42

Просмотры  93 просмотров

Эйтсма О.Н.

  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО ДОГОВОРА И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются основные черты и отличия дистрибьюторского договора от договора поставки, актуальные для современной коммерческой деятельности в России. Дистрибьюторский договор, не имеющий четкого законодательного регулирования в РФ, предусматривает организацию продаж товаров производителя через посредника — дистрибьютора, который и осуществляет их дальнейшую реализацию на определенной территории. Это отличается от договора поставки, где прямая передача товаров осуществляется от поставщика к покупателю без прав на перепродажу. Основное внимание в исследовании уделяется анализу правовых и экономических аспектов данных договоров, их роли в коммерческих цепочках, а также потенциальным последствиям для сторон договорных отношений.   

Ключевые слова:
договора, гражданское право, дистрибьютерский договор, договор поставки   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-574-289-300

Введение. Расширение сферы торговой деятельности неизбежно приводит к эволюции и разнообразию договорных отношений, включая те, которые еще не нашли своего четкого отражения в действующем законодательстве. К примеру, дистрибьюторские соглашения и соглашения о толлинге (переработке на условиях давальческого сырья) еще недавно не имели законодательного регулирования, подобно договорам аутстаффинга, которые только в последнее время были закреплены в Федеральном законе от 5 мая 2014 года №116-ФЗ как форма предоставления трудовых ресурсов.Особую актуальность приобретает изучение дистрибьюторских договоров в контексте Российской Федерации, учитывая их широкое применение в предпринимательской деятельности и необходимость уточнения их юридического статуса, а также создание адекватного законодательного регулирования. Данный вид договора образует группу договоров, связанных с передачей исключительных или единоличных прав с целью организации торговли или производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) на определенной территории или без ее указания [1,2].Материалы и методы. Дистрибьюторский договор и договор поставки являются двумя разными типами договоров, которые используются в коммерческой деятельности. Отличие между ними заключается в подходе к организации продаж и доставки товаров или услуг. Договор поставки заключается между поставщиком и покупателем и определяет условия поставки товаров или выполнения работ. В таком договоре поставщик обязуется поставить товары или выполнить работы, а покупатель обязуется их оплатить. Дистрибьюторский договор, с другой стороны, заключается между производителем или поставщиком и дистрибьютором, который берет на себя обязательство распространять и продавать товары производителя или поставщика на своей территории. Таким образом, дистрибьютор играет роль посредника между производителем и конечными потребителями.Принципиальная разница между дистрибьюцией и поставкой заключается в организации процесса продаж. В договоре поставки товары или услуги передаются от поставщика к покупателю, тогда как в дистрибьюторском договоре дистрибьютор приобретает право распространять товары на своей территории, но они остаются собственностью производителя. Дистрибьютор получает комиссионные или предоставляются скидки от производителя за продажу товаров [3].1 Характеристика дистрибьюторского договора. Законодательство Российской Федерации не включает в себя конкретные положения, регулирующие дистрибьюторские договоры. Тем не менее, неоспоримо, что на сегодняшний момент такой тип договоров находит обширное применение в сфере коммерческой деятельности. Однако само понятие дистрибьюторского договора, заимствованное из международной практики, урегулировано в Модельных правилах европейского частного права 2009 года. Согласно этим правилам, договор предусматривает обязательства поставщика по регулярной поставке продукции дистрибьютору, который, в свою очередь, обязуется приобретать, оплачивать и перепродавать товар от своего имени и на свой счет. Дополнительно, в правилах выделяются три вариации таких договоров [4].Рис.1. Схема распределения товара на рынке при помощи дистрибьюторской сети [5].При формулировании условий дистрибьюторского договора, стороны часто обращаются к стандартным образцам соглашений, которые могут включать в себя элементы договоров купли-продажи, поставки и агентских отношений. Эти шаблоны служат основой для разработки специализированных условий, отражающих уникальные аспекты отношений между производителем и дистрибьютором. Отличительной чертой дистрибьюторского соглашения является его схожесть с дилерскими договорами, особенно в части передачи товаров в собственность реализатора и долгосрочного характера взаимоотношений. Вместе с тем, ключевое различие между дистрибьюторскими и дилерскими соглашениями заключается в масштабе операций и уровне ответственности дистрибьютора, который выступает в роли основного посредника между производителем и дилерами, обеспечивая эффективное распределение товаров среди конечных потребителей [6].Одним из основных аспектов которого является предоставление эксклюзивных прав, что обычно служит значительным преимуществом для дистрибьютора, поскольку гарантирует отсутствие конкуренции на определенной территории для продвигаемого товара. Однако на практике реализация этого условия сталкивается с препятствиями, так как производители зачастую ищут способы стимулирования продаж через создание конкурентной среды между дистрибьюторами.Другой важный элемент касается бренда: производители обычно ограничивают договор названием бренда, требуя от дистрибьюторов продвижения всего ассортимента продукции под этим брендом, что фактически лишает дистрибьютора возможности работать под собственным торговым наименованием.Определение территориальных границ является еще одним критическим условием, обеспечивающим, чтобы на заданной территории действовал только один дистрибьютор с эксклюзивным правом на продажу товара. Условия сбыта товара различаются в зависимости от политики производителя: некоторые предоставляют дистрибьюторам полную свободу в организации продаж, в то время как другие требуют согласования всех важных аспектов деятельности.Условия поставки продукции варьируются от постоплаты до полной предоплаты, что зависит от взаимных договоренностей и предпочтений сторон. Политика ценообразования обычно строго регулируется производителем, который устанавливает фиксированные цены для дистрибьютора, не допуская их изменения без предварительного согласия.Ответственность в рамках дистрибьюторского соглашения распределена между производителем, отвечающим за качество и своевременную поставку продукции, и дистрибьютором, обязующимся к активному продвижению и продаже товара. Обе стороны несут ответственность за соблюдение условий эксклюзивности на оговоренной территории и запрет на продажу конкурирующих товаров.Если же говорить о сторонах, то сделку заключают экспортер (производитель, изготовитель) и импортер (оптовый покупатель) в целях получения прибыли. В рамках сделки экспортер получает доход благодаря сбыту продукции, а для производителя интерес заключается в обеспечении широкой доступности продукции и доведении её до целевых рынков, увеличение объема продаж [7]. 2. Характеристика договора поставки. Договор поставки— это один из видов договора купли-продажи. По такому договору поставщик, передаёт покупателю товары, которые производит или перепродаёт.Согласно действующему законодательству, договор признается заключенным, когда стороны достигают взаимопонимания по всем ключевым аспектам соглашения, в той форме, которая может быть предусмотрена законом для определенных типов договоров. Эти ключевые аспекты включают в себя договоренности относительно предмета договора, условия, указанные в законодательных или иных нормативных актах как критически важные или обязательные для договоров соответствующего рода, а также любые другие условия, на согласование которых настаивает одна из сторон (согласно статье 432, пункт 1 Гражданского кодекса РФ). До момента заключения договора, то есть до достижения соглашения по всем существенным условиям, любые попытки предполагаемых сторон основывать на этом обязательства или ожидать наступления правовых последствий считаются необоснованными.В контексте определения существенных условий договора поставки, который является одним из видов купли-продажи, особое значение придается условиям, касающимся конкретного товара и сроков его доставки. Так, условие о товаре считается урегулированным, если из текста договора ясно, какой именно товар и в каком количестве должен быть поставлен (согласно статье 455, пункт 3, и статье 506 Гражданского кодекса РФ). Аналогично, существенным считается условие, определяющее временные рамки передачи товара покупателю, устанавливаемое для обеспечения четкости выполнения договорных обязательств и защиты прав обеих сторон [8].Основываясь на функциональном назначении, договоры поставки могут быть классифицированы следующим образом:Договоры, заключаемые непосредственно между поставщиком и покупателем.Договоры, предусмотренные для удовлетворения потребностей государственных или муниципальных организаций.Подробнее рассмотрев, можно выделить несколько подкатегорий договоров поставки, включая:Договор поставки продукции.Договор поставки оборудования.Договор поставки электроэнергии.Договор поставки строительных материалов и другие.Поставки, предназначенные для государственных или муниципальных нужд, регулируются через специализированные государственные или муниципальные контракты, которые определяют условия и порядок поставок.Ключевое отличие договора поставки для государственных или муниципальных нужд от стандартного договора поставки заключается в специфике исполнителя поставки, который в данном случае действует в интересах государственных или муниципальных структур. Однако, несмотря на указанное различие, к обоим видам договоров применимы общие принципы регулирования договорных отношений по поставке товаров.Анализируя особенности заключения договоров поставки, следует обратить внимание на ряд ключевых моментов, установленных Гражданским кодексом РФ. (таблица 1). Таблица 1. Особенности условий договора поставки. 3. Отличительные стороны. Хотя оба типа договоров направлены на коммерческую деятельность и предполагают перепродажу товаров, договор поставки ограничивается обязательством по приемке и оплате товаров, не влекущим за собой дальнейших обязанностей по их продвижению, в отличие от дистрибьюторского договора [12].Действительно, оба типа договоров образуют долгосрочные взаимоотношения между поставщиками и торговыми партнерами, регламентируют передачу товаров в собственность и нацелены на их дальнейшее распространение. При этом доходность обеих сторон формируется за счет разницы между закупочной и продажной ценой товара.Однако при более глубоком анализе выявляются существенные различия, обусловленные, прежде всего, географией деятельности, размером и способностью к инфраструктурному обеспечению. Изучение академических исследований и практических случаев позволяет выделить несколько ключевых аспектов различия:Таблица 2. Отличительные черты. Заключение. Таким образом, хотя договор поставки и дистрибьюторские договора на первый взгляд могут казаться аналогичными из-за общих целей и механизмов работы, детальное рассмотрение раскрывает существенные различия в их структуре и функционале. Эти различия определяются главным образом географической ориентацией, масштабом операций и положением в товарной цепочке, что, в свою очередь, влияет на стратегическое планирование и операционную деятельность компаний.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Эйтсма О.Н. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО ДОГОВОРА И ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 289 - 300. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14236 (дата обращения: 06.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14236



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.