'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 1
  4. Научная статья № 43

Просмотры  336 просмотров

Аландаренко П.А.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ *

  


Аннотация:
статья посвящена изучению особенностей формирования лексического и грамматического строя речи. Рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию данных понятий в лингвистике и психолого-педагогической литературе. Анализируются закономерности формирования лексико-грамматического строя речи в онтогенезе, начиная с раннего возраста до школьного периода. Особое внимание уделяется особенностям лексико-грамматического строя речи у детей школьного возраста с дизартрией.   

Ключевые слова:
лексика, грамматика, онтогенез, лексико-грамматической стороны речи, дизартрия, детей школьного возраста   


Статистика говорит, что в последние десятилетия прослеживается негативная тенденция увеличения процента детей с различными речевыми нарушениями, в том числе с дизартрией. В проведенных Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, а также Г.В. Чиркиной исследованиях, можно проследить, что недостатки произношения встречаются у 1/3 всех школьников [17]. Однако вопрос формирования лексико-грамматической стороны речи при наличии рассматриваемого речевого расстройства остается недостаточно изученным. Ведь данный аспект речи обеспечивает развитие окружающего мира ребёнка. Соответственно, развитие лексико-грамматической стороны речи считается приобретенной задачей когнитивно-речевого развития у школьников [15]. Решение этой проблемы прежде всего необходимо для устранения недостаточного развития речи и осуществление его психического развития. По этой причине, рассматриваемая нами проблема является крайне актуальной.Язык, как система знаков, выполняет коммуникативную функцию, удовлетворяя потребность людей в общении. Он выступает средством выражения мыслей и чувств, орудием познания окружающего мира. В структуру языка входят лексика и грамматика.В психолого-педагогической литературе лексика-сторона речи, которая определяется как составная часть образности. В лингвистической литературе лексика - совокупность слов образует лексику или словарный состав языка, также отражает окружающую действительность, называет различные понятия – предметы, признаки, явления, процессы [11].В основе лексикологии лежат два фундаментальных теоретических положений, благодаря которым положение структура словарного состава рассматривается в двух аспектах: социолингвистическом и системно- семасиологическом.С точки зрения социолингвистического подхода лексика классифицируется по разным основаниям: по происхождению, по сфере употребления, по стилевой принадлежности, с учетом активного и пассивного состава.Второй аспект – системно- семасиологический. Рассматриваются системные отношения между словами, т.е. как и каким образом слова связаны между собой, что лежит в основе общности групп слов, образующих систему. Есть два традиционно представляемых типа системных связей: синтагматические и парадигматические[3].Итак, Грамматика – строй языка, т.е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций [3]. Данное определение представлено в педагогическом энциклопедическом словаре. Под грамматикой обычно понимают систему языковых норм и категорий, которые определяют приемы и типы строения слов, словосочетаний, синтагм и предложений, и сам отдел лингвистики, исследующий эту систему [18].Можно сказать, что грамматика объединяет морфологию, словообразование и синтаксис. Эти системы можно назвать подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями [1].Термин «словообразование» используется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, который изучает словообразовательную систему языка[7]. Так как в морфологии есть определенная часть, занимающаяся изучением и объяснением способов образования слов, она может стать частью лексикологии, другими словами в учение о словаре, о закономерностях перемен лексической концепции [9].В современном толковом словаре русского языка – синтаксис это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строении предложений[2].Теперь же необходимо разобрать онтогенез формирования лексико-грамматической стороны речи.Онтогенез речи – это весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления [13]. В первую очередь, рассмотрим подробно качественные закономерности формирования лексического строя речи в онтогенезе речевой деятельности согласно В.П. Глухову [6].В возрасте от 1 года. 10 месяцев до 2 лет объем активного словаря ребенка существенно возрастает до 300 слов. По данным специальных лингвистических исследований, имена. существительные составляют в речи детей этого возраста 2/3 всех слов, глаголы 1/5, другие части речи – 1/10, союзов почти нет. В возрасте около 3 лет, когда ребенок уже овладел некоторыми элементарными видами предметно- практической деятельности, словарь расширяется очень быстро, достигая тысячи слов. При этом «пассивный словарь» содержит дополнительно еще примерно две-три сотни слов, которые ребенок понимает, хотя и не использует в своей речи.К четырем годам словарный запас возрастает до 1600-1900 слов. К пяти годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов. К шести годам ребенок владеет словарем порядка 7-8 тысячи слов. Простой подсчет показывает, что в дошкольном возрасте скорость овладения словами составляет примерно 10-15 слов в день.Далее В.П. Глухов, опираясь на. исследования А. Н. Гвoздева, выделил периоды грамматического строя речи у детей с учётом синтаксической и морфологической системы [6]:I период (от 1 года. 3 мес. до 1 года. 10 мес.) – период аморфных слов (делится еще на два этапа.):1. Однословные предложения (1 год 3 мес. – 1 год 8 мес.). Ребёнок применяет слова в роли предложения, для уточнения высказывания использует жесты, играет с интонацией. Первые слова не несут грамматической формы – корни. Основные слова – существительные, названия предметов, лепетные слова.2. Предложения из нескольких слов (1,8 мес. – 1,10 мес.). Ребёнок уже может объединять в одной фразе сначала два, потом три слова. Существительные произносятся в именительном падеже или искаженной неизменяемой форме, глаголы в неопределённой форме повелительного наклонения (спать, дай, унеси).II период (1 год 10 месяцев – 3 года) – усвоение грамматической структуры предложения. Включает в себя три этапа:1. Первые формы слов (1,10 месяцев – 2,1 месяц). У детей проявляется связь между предложениями, фразами, словами. В сравнении с другим этапом где все слова одинаковые, тут уже используются различные формы одного и того же слова. 2. Этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2,2 мес. – 2,6 мес.). На этом этапе ребенок совершает много неточностей. Усваиваются формы косвенных падежей. Уже прослеживается дифференциация множественного и единственного числа. 3. Слова для выражения синтаксических отношений (2,6 мес. – 3 года.). Происходит усвоение морфологической системы склонения существительных, окончания множественного числа[12].III период (от 3 до 7 лет) – усвоения морфологической системы. В этот период ребенок группирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения[8].А.Н. Гвоздев [5] отмечал, что достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является более высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. В школьный период продолжается совершенствование лексико-грамматического строя речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления высказываний. На этом этапе формируется письменная речь [8].Для рассмотрения особенностей лексико-грамматического строя речи у детей школьников с дизартрией, необходимо разобрать понятие «дизартрия».Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.[4]При дизартрии страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Это нарушение обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры.[17] Речь при дизартрии смазанная, нечеткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или (чаще) замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечетко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный — то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. [14]Рассмотрев, понятие «дизартрия» и, поняв, что это за расстройство речи, разберём особенности лексического и грамматического строя речи у младших школьников при дизартрии. У обучающихся младшего школьного возраста с дизартрией формирование лексико-грамматического строя речи также протекает со сложностями. В своих научных работах такие авторы как Р. И. Лалаева и Н. В. Серебрякова указывают, что эти сложности в усвоении лексико-грамматического строя речи объясняются прежде всего абстрактным характером грамматических значений и большим количеством языковых правил в грамматической системе языка [12].Особенности усвоения лексико-грамматических заключается в замедленном темпе усвоения. Такие авторы как Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова говорили, что данные нарушения происходят по причине недоразвития морфологических и синтаксических обобщений, несформированности языковых операций грамматического конструирования и выбора конкретных языковых единиц. Н. С. Жукова указывала, что обучающиеся с нарушенным развитием речевой сферы долго и продолжительно не наблюдают грамматической изменяемости слов в родном языке. Это обусловлено тем, что лексическая база слова в воспринимаемых словах является для обучающегося регулярным словесным раздражителем, которая связана с определённым обозначением какого-либо предмета или действия. Л.В. Лопатиной, что основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей с дизартрией является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. [16]В своих трудах Е. Ф. Соботович и А. Ф. Чернопольская отмечали, что даже на самых первых этапах освоения языка у обучающихся с дизартрией наблюдается большая нехватка в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а лексико-грамматических значений. Исследователи связывают это с нарушением функции общения и доминированием механизма имитации услышанных слов. У таких детей достаточно продолжительный период времени может присутствовать применение слов в нерасчленённом виде на морфологические элементы. Такие явления могут продолжаться даже в течение нескольких лет. [16].Таким образом, изучение особенностей лексико-грамматического строя речи у детей школьников с дизартрией является важным для разработки эффективных методов коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление речевых нарушений и обеспечение полноценного развития ребенка.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Аландаренко П.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 301 - 309. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14237 (дата обращения: 19.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14237



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.