'
Захарова А.Д.
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ПРИ ДИЗАРТРИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ *
Аннотация:
в настоящее время все чаще встречаются нарушения речи, которая основана на множества факторов. Диагностика и первое лечение ребенок получает в дошкольном возрасте. Как правило, наиболее эффективным при нарушении функций мышц артикуляционного аппарата является развитие артикуляционной моторики, которая пробуждает функции речи, а системное повторение формирует правильную речевую активность.
Ключевые слова:
дизартрия, артикуляционная гимнастика, речевое нарушение, логопедия, коррекционное образование
Актуальность данной темы заключается в том, что речевая функция - одна из важнейших функций человека. Нарушения речи негативно влияют на общее развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживается формирование познавательных процессов, препятствуя тем самым становлению полноценной личности. Дошкольный возраст -лучшее время для преодоления языковых нарушений. Правильная речь – один из показателей готовности к обучению в школе и залог успешного овладения чтением и письмом.В настоящее время количество детей с нарушением артикуляционной моторики при дизартрии неуклонно растет. Дети с легкой формой дизартрии нуждаются в систематической коррекционной работе, направленной на общее развитие, формирование положительных черт характера, максимальную поддержку и развитие коммуникации. В логопедии преодолеть недоразвитие речи можно только с помощью поэтапной и многоплановой системы. В данном случае важен принцип комплексного подхода, который раскрывает основные моменты для эффективного и успешного воспитания и обучения детей с нарушенной артикуляционной моторикой при дизартрии.Правильная логопедическая работа необходима для развития личности ребенка и качественного решения образовательных задач. В основе этого принципа лежит идея единства, полноты и неделимости образовательного и воспитательного процесса. Создание благоприятной среды вокруг ребенка, которую должен поддерживать логопед. Создание благоприятной среды вокруг ребенка при сотрудничестве логопеда, воспитателя и родителей позволяет обеспечить полноценное развитие детей с различными нарушениями речи и языка.Учитывая индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, специалисты выделяют единый комплекс коррекционно-образовательного взаимодействия, направленный на формирование и развитие двигательной и языковой сфер. Такие авторы, как: М.Ф. Фомичёва, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и др., занимались проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи и профилактики нарушений звукопроизношения.Так же исследованием развития артикуляционной моторики и определяющих её факторов занимались: Е.Ф. Архипова, А.В. Запорожец, А.Д. Салахова и другие.В исследованиях многих авторов отмечается связь с нарушениями в процессах представления фонем, синтеза и анализа произношения. Освещены вопросы развития артикуляционной моторики и ее важной роли в развитии речи в целом, звукопроизводства и коррекции дефектов в процессах письма и чтения.Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата вследствие органического поражения центральной нервной системы. В артикуляционной моторике отмечаются снижение и ухудшение качества выполняемых движений, уменьшение количества движений, невозможность удержания позы, а также наблюдаются патологические особенности, свойственные данному нарушению: гиперкинезы, синкинезии, саливация, апркасия, спастичность и паретичность мышц. Среди детей старшего дошкольного возраста часто встречающимся речевым нарушением является дизартрия. Данная речевая патология проявляется в нарушении фонетической и просодической сторон речи. Дизартрия возникает в результате минимального органического поражения центральной нервной системы, а именно тех мозговых структур, которые отвечают за организацию движений органов артикуляции. Очень часто при дизартрии встречается поражение лицевого нерва, что приводит к нарушению движений мышц лица и нарушает, обедняет мимику детей. Нарушения артикуляционной моторики при дизартрии затрудняют формирование артикуляционной базы речи, что в свою очередь приводит к фонетическому недоразвитию речи. Нарушения моторных функций при дизартрии отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с дизартрией и, эффективность этого воздействия.Проблемы дизартрии изучались такими авторами, как О.В.Правдина, О.А.Токарева, И.И.Панченко, Р.И.Мартынова, Л.В.Лопатина, А.В.Серебрякова, М.В.Ипполитова, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Архипова, М.Б.Эйдинова. Анализ теоретических источников показывает, что дизартрии представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией следующие особенности формирования артикуляционной моторики: снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, истощаемость, некоторые артикуляционные позы недоступны, наличие синкинезий и гиперсаливации, трудности формирования артикуляционного уклада и нарушения переключаемости, девиации языка.Нарушения в развитии артикуляционной моторики проявлялись в ограничении подвижности артикуляционных мышц, нарушении мышечного тонуса, наличии непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора), дискоординационных расстройствах, трудностях удержания заданной позы, наличии частых и разнообразных синкинезий. Активные движения – ограничены, наблюдалась спастичность мышц языка, насильственные непроизвольные движения, неправильные артикуляционные уклады.Коррекция артикуляционной моторики должна осуществляться с помощью комплексного подхода. Все специалисты работают под руководством учителя -логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребёнка (игровую, трудовую и учебную). Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений. На логоритмических занятиях совершенствуется, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи. Педагог – психолог на своих занятиях отрабатывает психомоторные упражнения. При коррекции артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией применяли следующие формы и методы работы:- дыхательная гимнастика, - артикуляционный массаж, - артикуляционная гимнастика, - логоритмика. Таким образом, подобные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов в формировании артикуляционной моторику у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1
Ссылка для цитирования:
Захарова А.Д. ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ ПРИ ДИЗАРТРИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 322 - 327. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14241 (дата обращения: 06.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*