'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 1
  4. Научная статья № 51

Просмотры  52 просмотров

Омарова А.И., Кулбаева И.Т.

  


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу современных подходов к управлению в образовательной сфере на примере Республики Казахстан. В работе рассматриваются теоретические основы управления образованием, анализируются проблемы текущей системы и предлагаются пути их решения через интеграцию инновационных технологий и методов управления.   

Ключевые слова:
управление образованием, совершенствование системы управления, цифровая трансформация, эффективность управления, модернизация образования, образовательная политика, инновационные методы управления   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-574-349-355

В условиях глобализации и интенсивного технологического развития образование становится ключевым ресурсом социально-экономического развития государства. Республика Казахстан, активно интегрируясь в мировое образовательное и научное пространство, сталкивается с необходимостью адаптации и совершенствования системы управления образованием. Это обусловлено как внутренними потребностями развития страны, так и глобальными образовательными трендами.Образование, наряду с обороной, здравоохранением и социальной защитой, является одной из основных задач государства, решение которой позволяет выпускать квалифицированные кадры для экономики страны, обеспечить научно-технический прогресс, социальное развитие общества. В настоящий момент развития Республики Казахстан образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, «… должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны» [1].Несмотря на значительные успехи в развитии образовательной системы, Казахстан все еще сталкивается с рядом проблем: недостаточное финансирование, неравномерное распределение образовательных ресурсов, устаревшая методика преподавания и управления. Кроме того, остро стоит вопрос адаптации содержания образования к современным реалиям и потребностям рынка труда.Система школьного образования в Казахстане 11-летняя. Намечается переход на 12-летнее школьное образование. После завершения 9-го класса в общеобразовательной школе ученик вправе выбрать: или продолжать учиться в школе, или поступить в колледж. Оба варианта приемлемые. Разница в том, что после завершения 11-классного образования в школе ученик сдает единое национальное тестирование (ЕНТ), по результатам которого и зачисляется в вуз. Школьники же, которые после 9 класса поступают в колледж, ЕНТ не сдают. Они сдают тестовые экзамены при вузах и по их результатам зачисляются в число студентов университета, института и др.До введения ЕНТ казахстанские школьники не были мотивированы к конкуренции за обладание качественными знаниями, поскольку отсутствовала объективная оценка таковых [2]. Общее количество организаций среднего образования в ведомстве МП РК в 2022 г. составило 7 687 школ, в том числе 7 республиканских. В состав 7 631 школы, подведомственной МИО, входят государственные, частные, вечерние и другие.Соотношение населения между городскими и сельскими регионами влияет на территориальное распределение школ. По статистике превалирующая доля организаций образования приходится на сельскую местность. Соответственно, из общего числа государственных школ, подведомственных МИО, 74% (5 112 ед-) - расположены в селах (рисунок 1).Рисунок 1. Процентное соотношение сети дневных государственных общеобразовательных школ в разрезе город-село, 2022 г., %.Цифровые технологии широко представлены в казахстанской системе образования. Прием и зачисление в учебные заведения обучающихся осуществляется в цифровом формате. Для получения дошкольного обучения и воспитания ребенка необходимо поставить в очередь на получение места в детском саду. С этой целью родители подают заявление через онлайн-сервис на портале электронного правительства[2], либо через порталы, ссылки на которые опубликованы на сайтах управлений и сайтах городских или районных отделов образования, например [3], или [4].Прием документов и зачисление ребенка в школу также производится посредством регистрации на порталах электронного правительства или платформы цифровых услуг [5]. Регистрация учебных достижений обучающихся школ проводится на портале Кунделик (Дневник) [6], на котором могут зарегистрироваться учителя, школьники и их родители.Недостаточный уровень развития образовательных информационных технологий наблюдается и в общеобразовательных учреждениях: зачастую недостаточный уровень развития навыков выпускников школ обусловлен обучением на устаревшем оборудовании или его полном отсутствием. Каждая третья школа республики не имеет предметных кабинетов химии, физики, биологии, математики и др.,специализированных лабораторий и спортивных залов.Совершенствование системы образования предполагает разработку и внедрение образовательных стандартов, совершенствование учебных программ, укрепление материально-технического обеспечения образовательных учреждений, улучшение здоровья подрастающего поколения.В среднем образовании имеются следующие проблемы:- недостаточно развитая инфраструктура школ, устаревание МТБ идет быстрее, чем строительство новых школ и оснащение организаций образования,- наличие аварийных, трехсменных школ и дефицита ученических мест,- недостаточное обеспечение организаций среднего образования учебными кабинетами новой модификации,увеличение нагрузки на специалистов управлений образования, усложнение ведения планирования и освоения бюджетных средств организаций образования,недостаточный уровень навыков лидерства у менеджеров государственных организаций среднего образования,отсутствие независимой комплексной оценки эффективности организаций образования,отсутствие механизма трансляции опыта успешных стратегий развития, эффективного менеджмента по управлению персоналом и рациональному применению подушевого финансирования,закрытость бюджетов организаций образования (родители детей и сами дети не являются основными оценщиками образовательных услуг),неравные возможности доступа школ к цифровым образовательным ресурсам,неравномерный доступ у организаций среднего образования к широкополосному Интернету и т.д.Выделенные в исследовании особенности определяют специфику управления современной сельской школой. Учёт этих особенностей рассматривается нами как необходимое условие эффективного управления развитием общеобразовательной школы в сельской местности.Управление развитием сельской средней школы в рамках разработанной стратегии направлено на решение ряда задач, среди которых мы выделяем:разработку нормативно-правового обеспечения управления развитием,модернизацию системы управления сельской средней школы,подготовку всех участников образовательного процесса к работе школы в режиме развития,информационно-ресурсное обеспечение инноваций.Мы выделяем в развитии сельской средней школы следующие направления:-развитие системы дополнительного (внеурочного) образования сельских школьников,-развитие системы связей сельской школы с социальной средой,-развитие системы повышения профессиональной компетентности сельских педагогов,-развитие системы внутришкольного управления.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Омарова А.И., Кулбаева И.Т. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 349 - 355. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14245 (дата обращения: 06.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14245



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.