'
Сарсекеева Ж.Е., Осадчая Д.Д.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема применения ИКТ на уроках русского языка в начальной школе. Представлен анализ средств ИКТ, направленных на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроках русского языка. Продемонстрированы особенности применения ИКТ в системе начального образования.
Ключевые слова:
информационно-коммуникативные технологии, младшие школьники, русский язык, система начального образования
Вопросы применения ИКТ на уроках русского языка в начальной школе исследовали такие ученые, как Ефимов В.Ф. [1], Teмиpoв У.X. [2], Полат Е.С. [3], Могилев А.В. [4], Суровцева И.В. [5] и другие.Ефимов В.Ф. считает, что внедрение новых информационных технологий – это попытка предложить один из путей, оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, интеллектуальной и творческой одаренности, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру [1].Темиров У.Х. предлагает использовать ИКТ в обучении русскому языку, что способствует активизации мыслительной деятельности обучающихся, облегчает и ускоряет поиск решения в процессе решения творческих задач, в результате чего обучающиеся приобретают новые знания, умения и навыки [2].С самого начала обучения младших школьников важно формировать не только знания по конкретным предметам, но и развивать общеучебные навыки, которые будут полезны им на протяжении всей учебы и в повседневной жизни. Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств [3].Могилев А.В. отмечает, что использование разнообразных викторин может помочь не только в совершенствовании грамматических навыков, но и в формировании навыков работы с текстом. Для обучения аудированию и говорению, обучающимся предлагается образец «аудио-видео контент». Отличительными чертами данных сервисов является то, что предлагаются различные варианты использования шаблонов и разнообразных типов интеллектуальных интерактивных заданий. ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал по изучаемым разделам программы. Использование тестов дает возможность ученикам самим оценить свои знания и уровень лингвистической (языковой) компетенции. В ходе занятий c применением информационно-коммуникативных технологий каждый ученик может принимать участие в образовательном процессе. Он получает возможность быть вовлеченным в процесс обучения, который учитывает возрастные особенности детей и способствует развитию у них интереса к обучению, что является актуальной задачей для каждого современного школьника [4].Суровцева И.В. рекомендует широко использовать слайды для демонстрации учебного материала. На них размещают тексты, графические, аудио- и видео-объекты. Слайды помогают развитию познавательных способностей, быстрому запоминанию теоретических понятий. Применение ИКТ в начальных классах довольно распространено. Это объясняется тем, что они очень актуальны. Во время обучения детей 1-4 классов необходимо использовать максимально большое количество наглядной информации, которая должна быть представлена в доступной форме. При этом важно задействовать не только зрение и слух, но и эмоции, воображение. В данной ситуации будут уместны яркие и красочные компьютерные слайды, а также анимация [5].Развитие орфографических навыков в начальной школе определено необходимостью многократного использования разнообразного наглядного материала, включенного во все этапы работы над определенным понятием, применения значительного количества различных упражнений, ориентированных на формирование орфографического навыка. Реализации данных задач на уроке способствует новым информационно-коммуникационным технологиям для образования, которые в процессе проведения уроков русского языка являются источником учебной информации, наглядным пособием. Использование мультимедийных средств, тренажеров, средств диагностики и контроля представляют качественно новые уровни возможностей при освоении орфографических правил. Применение на уроках русского языка электронных динамических схем, моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. намного усиливает эффективность визуальной среды [5].К примеру, мы разработали интерактивную игру «Синомчики» в конструкторе интерактивных заданий для учебно-воспитательного процесса в сервисе LearningApps (рис. 1). Цель данной игры расширить словарь синонимов, развивать умения определять схожие по смыслу слова.Рис. 1. Фрагмент сайта «Learning up». Синомчики.Таким образом, использование ИКТ играет важную роль в формировании общеучебных умений младших школьников, т.к. способствует не только углубленному усвоению учебного материала, но и положительно влияет на повышение интереса к русскому языку у младших школьников.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1
Ссылка для цитирования:
Сарсекеева Ж.Е., Осадчая Д.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 356 - 360. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14246 (дата обращения: 12.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*