'
Татарникова А.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ *
Аннотация:
в статье рассматривается эффективный способ использования экранизаций на уроках литературы в школе. Автор использует методические условия Т.В. Рыжковой для эффективной работы с экранизациями на уроках. Автор планирует повысить уровень читательской активности у учеников 10 класса.
Ключевые слова:
урок, экранизация, анализ, литература
Современный педагог на уроках в школе часто обращается к художественным, документальным, учебным, мультипликационным фильмам. Раньше мы встречали просмотр учебных фильмов только на уроках физики, химии и биологии, а документальные на уроках истории. Но сейчас учителя используют художественные фильмы на уроках литературы, так как они считают, что сравнительный анализ художественного произведения и его интерпретации развивает у учащихся навыки сопоставительного анализа, развивает мышление, память и речь, расширяет кругозор. Однако современному школьнику все труднее прочитать художественное произведение и намного проще посмотреть экранизацию этого произведения, даже если ничего общего с оригиналом она не имеет. Поэтому педагогу важно включить художественные кинофильмы в систему обучения на уроках литературы, чтобы потом ученик не рассказывал всем, что роман Д.Остин “Гордость и предупреждение” о зомби. Также использование киноверсий художественных произведений поможет ученикам лучше понять образы героев, эпоху и конфликт произведения. И помимо всего прочего обращение к кинофильмам на уроках литературы помогает решить проблему приобщения к систематическому чтению школьников. Однако для того, чтобы эффективно использовать кинофильмы, нужно придерживаться ряда методических условий, которые выделила Татьяна Вячеславовна Рыжкова: необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности; процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов: - подготовка учеников к восприятию кинофильма; - обмен впечатлениями о кинофильме после его просмотра; - создание проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику; - сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста на уровне либо эпизода, либо целого; 3. в процессе изучения произведения литературы читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью [2]. Опираясь на эти условия, мы разработали и провели ряд уроков с использованием экранизаций, направленных на развитие навыков сопоставительного анализа. Мы работали с такими произведениями и их экранизациями, как: М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени” (восьмисерийный художественный фильм Александра Котта), Н.В Гоголь “Ревизор” (режиссер Владимир Петров), М.А.Булгаков “Мастер и Маргарита” (сериал режиссера Владимира Бортко), Ф.М.Достоевский “Бесы” (сериал режиссера Владимира Хотиненко). Целью нашего эксперимента является повышение уровня читательской активности. Испытуемыми были ученики 10 класса.На первых уроках мы познакомили учащихся с понятием «кинематограф» и его историей, с терминологией «киноискусства» и раскрыли тему «Взаимодействие литературы и кино». Когда был урок «Кинематограф и его история» мы использовали метод вопросительного знака для эффективного закрепления материала и для лучшего понимания темы. Также на этом уроке ученики посмотрели отрывки немого кино с Чарли Чаплином, посмотрели отрывок из фильма «Певец джаза». Особое внимание мы обратили на средства выразительности кинематографа и это было темой следующего нашего урока. Познакомили с понятием общий, средний и крупный план, используя наглядные материалы (рис.1). И ученики попробовали сделать сами раскадровки любого придуманного ими кадра, нарисовав ее на листе а4. Также обратили внимание на роль музыки в фильмах. То, как она передает общую атмосферу, эпоху, настроение героев и их эмоциональное состояние. Также мы поговорили про эффекты, декорации, костюмы. По окончанию урока на тему «Язык кино», мы составили вместе с учениками интеллект карту с помощью сервиса MindMeister (рис.2). Рис.1. После знакомства с киноискусством мы непосредственно приступили к анализу экранизаций на тех уроках, где изучались произведения, перечисленные нами ранее. Ученики активно работали на уроках, прочитали произведение до просмотра и после, тщательно сравнивали оригинал и экранизацию, записывая свои мысли по ходу просмотра и последующего прочтения в «Облако мыслей» в тетрадях. Они сравнивали сюжетные линии, которые были показаны в фильме и которых там не было. Ученики на общем обсуждении пытались понять, почему ту или иную сцену в фильме показали иначе или же вовсе она отсутствовала. Например, сцена бала в экранизации романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» отличается от оригинальной тем, что на Маргарите не было туфлей из лепестков бледной розы, не было тяжелой цепи с изображением пуделя в овальной раме, не было алмазного венца. В фильме же героиня была с тяжелой железной короной на голове, носила железный корсет и туфли, болты которых впивались в ноги. Режиссер так хотел передать все страдания Маргариты на этом балу Сатаны. Ученики обратили внимание и на музыкальное сопровождение в этой сцене. В данном эпизоде прозвучала композиция «Воланд» Игоря Корнелюка, которая позволила прочувствовать мрачную атмосферу бала Сатаны. Рис.2.Также ученики сравнивали отдельно образы героев и их соответствие с оригинальными, составляя «Досье». Например, на уроке изучения произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» образ Печорина несмотря на нестыковки во внешнем облике героя, ученики заметили, как у Игоря Петренко Печорин действительно получился. Не «рыцарь печального образа», а нравственный максималист, который живет на “широкую ногу”, жаден до новых впечатлений и рискованных приключений, которые развеивают скуку лишь на мгновенье. Игорь Петренко блестяще передал образ Печорина и раскрыл героя ученикам с другой стороны. После нескольких уроков с использованием экранизаций мы провели анкетирование учащихся. Были следующие вопросы: Как часто Вы смотрите фильмы?; Как часто Вы читаете книги?: Каким книгам отдаете предпочтение?; Вы смотрите сначала фильм, а потом читаете?; Нравятся ли вам экранизации произведений?; Экранизация какого произведения вам больше всего понравилась?. По итогам анкетирования мы получили следующие результаты: 60% учеников смотрят фильмы каждый день, а книги читают несколько раз в месяц – 32%; 50% учеников отдают предпочтение приключенческим книгам и лишь 10% учеников любят поэзию; 20% учеников сначала смотрят фильм, 16% – читают сначала книгу и 63% – и так, и так; 93% учеников любят смотреть экранизации, но немногие назвали любимой экранизацией ту, которую мы анализировали на уроках.Продолжая работу в данном направлении, мы собираемся экспериментально доказать, что использование экранизаций на уроках литературы приобщает учеников к систематическому чтению и тем самым повышает уровень читательской активности. Также развивает их творческие способности, мышление, память и расширяет их кругозор.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1
Ссылка для цитирования:
Татарникова А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКРАНИЗАЦИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 375 - 380. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14250 (дата обращения: 06.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*