'
Троцай А.А., Святенко А.А.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
в работе обосновывается значение коммуникативной компетентности руководителя образовательной организации как неотъемлемой составляющей его профессиональных качеств. Представлены предложения по возможному содержанию программы, направленной на формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза.
Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, образование, программа обучения, руководитель образовательной организации
Под влиянием непрерывного развития общества усиливаются и требования, предъявляемые к руководителю образовательной организации в контексте выполнения социального заказа относительно профессионально грамотного, компетентного специалиста, способного в изменяющихся условиях образования успешно управлять организацией, повышать результативность педагогического труда и создавать условия для самореализации всех ее сотрудников. Поэтому сегодня в профессиональной деятельности руководителя его личностные и профессиональные возможности представляют объективную важность.Как показывают исследования в области менеджмента, более 80% рабочего времени руководителя высшего уровня занимает общение с другими людьми, включая: профессиональные дискуссии, деловые переговоры, публичные выступления и презентации, разрешение различных конфликтных ситуаций, предъявление содержательной критики, принятие точки зрения партнера по общению для рационального решения или компромисса и др. [4, с. 49]. Поэтому вполне обоснованно коммуникативная компетентность руководителя, то есть умение общаться и взаимодействовать со своими подчиненными и иными субъектами управленческого процесса, признается многими исследователями неотъемлемой составляющей его профессиональной компетентности. Для руководителя образовательной организации именно его коммуникативная компетентность занимает важнейшее место среди других профессиональных качеств, поскольку необходимость в общении возникает и на уровне обучающихся, и на уровне педагогического коллектива, и на уровне родительского и иных сообществ. От уровня сформированности данных качеств руководителя, от его способностей и умений регулировать межличностные отношения в педагогическом коллективе, направлять коллектив на непрерывное развитие и обеспечивать его творческую активность, от владения ораторским искусством, от грамотности устной и письменной речи во многом зависит успешность развития образовательной организации, качество предоставляемых ею услуг и тем самым, ее социальный статус [3, с. 18]. Учитывая сегодняшние реалии, будущий руководитель образовательной организацией должен обладать глубокими знаниями не только в области общей педагогики и педагогики управления образовательной организацией, но и в достаточной мере владеть многими нюансами социальной психологии общения, то есть быть своего рода психологом: обладать способностью к убеждению и влиянию на собеседника, уметь разрешать конфликты и создавать позитивную атмосферу в коллективе. К сожалению, несмотря на проводимые исследования, проблема так и остается актуальной, поскольку, согласно эмпирическим исследованиям, около половины руководителей образовательных организаций в России не владеют в полной мере коммуникативной компетентностью [1, с. 270]. Коммуникативная компетентность – сложное и многоаспектное с точки зрения своего содержания личностное психологическое новообразование, которое не формируется спонтанно и требует целенаправленной и систематической работы по его развитию. Наиболее целесообразно уделить этому процессу серьезное внимание уже на этапе подготовки будущих специалистов в вузе, так как именно в период студенчества формируются базовые профессиональные компетентности личности. На сегодняшний день в научной литературе и педагогической практике высшей школы практически отсутствуют программы обучения, которые были бы нацелены на формирование коммуникативной компетентности с учетом всех ее аспектов, что актуализирует выработку единого научно-теоретического подхода к формированию данного качества будущего руководителя и, соответственно, разработки соответствующей технологии обучения. В основу такой работы должны быть положены корректировка или совершенствование профессионально значимых убеждений и ценностных ориентаций студентов, мотивирующих к изучению коммуникативной составляющей педагогической деятельности, а также на развитие тех психологических характеристик будущих руководителей, которые являются составной частью способности к коммуникативной деятельности (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, уверенность в себе и др.). Программу формирования коммуникативной компетентности оптимально было бы разбить на отдельные модули, среди которых обязательно выделить такие, как «Социальная психология общения и взаимодействия людей», «Особенности педагогического общения», «Ораторское мастерство», «Коммуникативное поведение руководителя в сложных и конфликтных ситуациях». В программу следует включить большое количество заданий, позволяющих развивать знания, умения и навыки, составляющие как теоретическую, так и практическую основу коммуникативной компетентности руководителя, в том числе: диалоговые навыки, навыки медиаторства, коммуникации в команде, навыки ассертивной коммуникации и др. Важно учитывать и невербальную коммуникацию (жесты, мимику) в деятельности менеджера образования, составляющую часть его коммуникативной компетентности, что также следует предусмотреть при разработке соответствующей программы. Основное содержание указанной программы следует направить на овладение студентами практическими умениями решать коммуникативные задачи, приближенные к реальной практике деятельности педагогов, и анализировать различные педагогические ситуации [2, с. 3]. Для формирования коммуникативной компетентности студентов можно использовать ряд интерактивных методов обучения, среди которых особенно стоит выделить обучающие коммуникативные семинары и тренинги для развития перцептивных и речевых умений, имитационные упражнения, ролевые и деловые игры, позволяющие моделировать и осваивать контекст будущей профессиональной деятельности, диспуты, круглые столы, дискуссии и беседы, в процессе которых особое место следует отвести тому, что данные умения определяют профессионализм руководителя. Для эффективного формирования рассматриваемых профессиональных качеств крайне важно создать условия в рамках педагогического вуза, предоставляющих возможность студентам работать в паре и в малой группе, практикуя тем самым навыки межличностного общения и сотрудничества, включая умение активно слушать и прислушиваться к собеседнику, вырабатывать общее мнение, признавать свои ошибки и разрешать возникающие разногласия.Как видим, в сегодняшних реалиях существует объективная потребность в пересмотре самого процесса профессионализации в современном образовании для формирования преподавательских и управленческих кадров, обладающих необходимой профессионально-коммуникативной компетентностью.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1
Ссылка для цитирования:
Троцай А.А., Святенко А.А. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 381 - 386. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14251 (дата обращения: 27.03.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*