'
Хыдырова А.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗАХ *
Аннотация:
будущим высококвалифицированным экономистам необходима серьезная математическая подготовка, которая позволила бы им использовать экономико-математические методы для изучения широкого спектра экономических проблем. В данной работе рассматриваются основные проблемы, возникающие при преподавании математических дисциплин в вузах, где математика не является основной специальностью студентов, и предлагаются некоторые пути их решения.
Ключевые слова:
математическое образование, профессионально-ориентированное образование, самостоятельное обучение, электронные ресурсы, интерактивный метод
Преподавание математики в экономическом вузе имеет определенные отличительные особенности. Это связано с тем, что большинство студентов считают экономический вуз гуманитарным и зачастую не готовы к серьезному изучению математических дисциплин. Однако экономика постепенно перестает быть гуманитарной, и экономисты все чаще используют экономико-математические методы для анализа экономических процессов и прогнозирования возможных результатов хозяйственной деятельности. Важные проблемы преподавания математики в вузах, где математика не является основной специальностью студентов, показано на рисунке 1.Профессионально ориентированное преподавание математики подразумевает необходимость привить учащимся умение придавать конкретный экономический смысл большинству математических понятий,Рисунок 1. Важные проблемы преподавания математики в вузах, где математика не является основной специальностью.Указывая области возможного применения этих понятий в экономике. Например, при изучении темы "производная от функции" наряду с физическим и геометрическим значением производной следует указывать экономическое значение производной, изучение дифференциального и интегрального исчисления должно сопровождаться экономическим анализом производных функций, таких как общие, средние и предельные издержки, функция прибыли, спрос, предложение и т.д. Чтобы оптимизировать сочетание объема и содержания математических разделов, особое внимание следует уделить разработке программы курса. Более сложным вопросам следует уделять больше времени, учитывая необходимость их включения в экономические исследования.Язык изложения математических дисциплин должен быть достаточно ясным, чтобы его могли понять студенты, которые не специализируются в математике. Поэтому, если при изложении материала используются квантификаторы и специальные символы, их следует пояснять. Стоит время от времени напоминать студентам об их значении. Кроме того, для лучшего понимания теоретических положений желательно сопровождать презентацию примерами их практического применения, графическими иллюстрациями, экономическими и другими интерпретациями, а также предлагать студентам придумывать собственные интерпретации и примеры, иллюстрирующие ту или иную математическую концепцию или теоретическое положение.Сделав преподавание математических дисциплин профессионально ориентированным, преподаватель тем самым убеждает студентов в необходимости их изучения. Именно поэтому практические занятия, зачеты, экзамены на "отлично-плохо" всегда должны включать в себя конкретные экономические задания.Методы реализации. Для решения этих задач необходимо достижение следующих целей (рис.2):Рисунок 2. Цели, которых необходимо достичь для решения проблем.На первом занятии преподаватель должен ознакомить учащихся с темой и сроками проведения будущих тестов, отчетами о самостоятельной работе, коллоквиумах и сдаче экзаменов. Кроме того, необходимо предоставить учащимся доступ к электронным образовательным ресурсам, включающим тесты для контроля и самоконтроля. Очень важно снабдить каждую тему домашними заданиями с последующим обсуждением в классе.Учащиеся, испытывающие трудности в самостоятельном обучении, могут обратиться за советом к своим преподавателям. В связи с этим следует установить четкое расписание консультаций с преподавателями вне аудитории. Одним из важных условий обучения является последовательность математического образования. Поэтому, за редким исключением, целесообразно регламентировать обязательное посещение учащимися занятий.Интенсификация учебного процесса осуществляется за счет внедрения интерактивных форм обучения, таких как обсуждение сложных вопросов, дебаты, презентации, работа в малых группах, непрерывное оценивание. Строгий контроль преподавателя помогает учащимся активно использовать электронные образовательные ресурсы.Развитие у студентов способности решать возникающие экономические задачи на основе полученных математических знаний способствует развитию у студентов способности осуществлять постановку экономических задач и на ее основе строить адекватную экономико-математическую модель поставленных задач, а также выбирать и применять математические и экономические методы, за которыми следуют путем экономического анализа полученного решения.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1
Ссылка для цитирования:
Хыдырова А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗАХ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 387 - 390. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14252 (дата обращения: 09.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*