'
Яковлева Ю.Ю.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА «ТЕАТР НА АНГЛИЙСКОМ» ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *
Аннотация:
в статье описан опыт реализации программы курса «Театр на английском». В программе раскрыто содержание модулей, приведены описания упражнений и тренингов. Эффективность программы подтверждена проведенной диагностикой.
Ключевые слова:
младшие школьники, коммуникативные УУД, театр, тренинги, актерское мастерство, английский язык
Реализация образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта младших школьников предполагает не только формирование предметных умений и навыков, но и освоение универсальных учебных действий. Особое место среди универсальных учебных действий занимают коммуникативные действия, которые являются основополагающим инструментом реализации образовательных программ. Однако формирование коммуникативных универсальных учебных действий затруднительно без применение специальных методов обучения. Одним из результативных методов решений данного вопроса является использование интерактивных методов обучения. Более того, подобные методы позволяют создать наиболее подходящие условия для самореализации учащихся. Подобное развитие происходит при применении нетрадиционных форм организации учебного процесса, в частности метода театрализации. Особенно актуален этот метод применительно обучению иностранных языков, поскольку с помощью него реализуется качественный канал связи между субъектами учебного процесса, позволяющий работать с языковым барьером, а также другими зажимами, связанными с изучением иностранного языка. Данный метод может быть реализован в рамках дополнительной образовательной программы для младших школьников. Цель статьи – описать опыт реализации дополнительной образовательной программы младших школьников. С целью формирования коммуникативных универсальных действий младших школьников была разработана дополнительная образовательная программа «Театр на английском». Она включает в себя 4 модуля: «Эмотивная коммуникация», «Интерактивная коммуникация», «Перцептивная коммуникация», «Актерское мастерство». Рассмотрим содержание каждого модуля подробнее. Согласно теоретические положениям И.А. Гришановой, которая рассматривала коммуникативные универсальные учебные действия как совокупность нескольких параметров. В частности, она определяла эмотивный параметр как способность и уверенно управлять своим эмоциональным состоянием, регулировать силу голоса, темп речи, сдерживаться в конфликтах. Этот параметр взят в качестве основного в составлении модуля «Эмотивная коммуникация», однако, помимо этого, в рамках данного модуля мы работаем с эмоциональным интеллектом учащихся, развиваем и учимся управлять им. Модуль «Интерактивная коммуникация» посвящен работе с партнером, участие в диалоге, развитие навыков сотрудничества в принятии совместного решения. В данном случае важно организовать поступательное погружение в работу с партнером. Важно создать доверительную атмосферу, прежде чем переходить к более сложным упражнениям, требующих тесного взаимодействия с партнером. В качестве вводных тренингов могут проведены: «Тепло» (учащиеся выставляют руки перед собой и представляют теплый шар, затем делают этот шар больше и больше). После они начинают перебрасывать эти шары энергии и тепла друг другу, с каждым броском шар становится больше и больше. «Зеркало» (партнеры встают друг к другу лицом, задача ребят повторять движение друг друга по очереди). Можно модифицировать упражнение с задержкой на один или два такта.«Глина» (один из учащихся скульптор, другой – глина). Упражнение выполняется в тишине, учащиеся должны вместе воспроизвести скульптуру на заданную тему. Модуль «Перцептивная коммуникация» посвящен работе с обратной связью, работе в коллективе, умении высказывать свою точку зрения, принятие наличия многообразия мнений в группе. В рамках данного модуля могут быть проведены следующие тренинги: «Часы» – упражнение проходит в два этапа. На первом этапе ребята должны назначить друг другу время встречи (всего для встреч выделено 12 часов, каждая встреча условно длится один час). Лучше всего упражнение делать в группе от 10 до 12 человек. Встретиться друг с другом в разное время должны все. После определения времени, ведущий засекает 30 – 45 секунд для каждого часа встречи. В течение этого времени ребята должны обсудить вопрос, который будет задан ведущим. «Меняй» – ученик рассказывает об определённом событии, которое задается ведущим. Затем по просьбе ведущего ученику необходимо на ходу менять детали рассказа. Смена предлагаемого обстоятельства задается словом «меняй». Задачей ученика является не только связано рассказать историю, но и быстро сориентироваться при смене детали истории. Данный тренинг направлен на развитие импровизации. «Продолжи фразу…» – ученикам необходимо разыграть диалог на заданную тему, однако ведущий постоянно останавливает высказывания учеников и просит других учеников в случайном порядке продолжить фразу предыдущего. При правильном выполнении упражнения ученики начинают подстраиваться друг под друга, таким образом тренинг развивает не только импровизационные навыки, но и навыки сотрудничества. Модуль «Актерское мастерство» посвящен репетиционному процессу итогового спектакля. В начале каждой репетиции следует выполнять упражнения-разминки на собирание внимания, концентрацию, например, «Seven up». Учащиеся поочередно трясут руками и ногами сначала по 7 счетов каждую конечность, затем каждый раз счет сокращается на один. После показа итогового спектакля зрителям следует провести рефлексию с детьми. Рефлексия может быть организована в виде тренинга в концентрических кругах. В рамках исследования до и после реализации данной программы было проведена диагностика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в третьем классе (15 детей). Были использова7ны следующие методики: «Дорога к дому», «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже, Флейвелл), модифицированный опросник Е.Н. Васильевой «Проявление эмпатии к сверстнику». Результаты исследования представлены ниже. Рис. 1. Уровень сформированности интерактивной коммуникации.Рис. 2. Уровень сформированности перцептивной коммуникации.Рис. 3. Уровень сформированности эмотивной коммуникации.Согласно полученным данным, мы можем сделать вывод об эффективности программы по причине положительной динамики роста уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1
Ссылка для цитирования:
Яковлева Ю.Ю. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА «ТЕАТР НА АНГЛИЙСКОМ» ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 394 - 399. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14254 (дата обращения: 06.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*