'
Алиева Э.Э., Турсунгожинова Г.С.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
статья посвящена исследованию психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности школьников, даны определения тревожности, видам тревожности, представлена модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности школьников, проанализированы результаты констатирующего и формирующего эксперимента.
Ключевые слова:
тревожность, ситуативная тревожность, школьники
Актуальность Психологическое здоровье, которое во многом определяется психологической культурой личности, выступает в качестве одного из основных факторов социальной успешности человека. Отсутствие в обществе психологической культуры существенным образом влияет на возникновения многих проблем современной общественной жизни, в результате чего ребенок с момента рождения может попасть в «зону риска» - риска не стать человеком. Поэтому так важно своевременно выявлять и исправлять путем психологической коррекции различные проявления психологических нарушений с раннего детства.Профилактику школьных стрессов необходимо проводить уже с момента поступления ребенка в школу – чрезвычайно ответственного момента не только для него самого, но и для его родителей. В рассматриваемый период ребенок постоянно подвергается разным нагрузкам, связанным с социально-психологическими переменами в его жизни – новыми контактами, новыми отношениями, новыми обязанностями, приобретением новой социальной роли – роли «ученика». В школе вместо привычной игры первоклассник вынужден систематически заниматься умственным трудом. Все эти факторы нередко приводят к возникновению школьной ситуативной тревожности.Тревожность - это личностное образование, характеризующееся сложным строением, которое проявляется в различных, ситуациях и имеет свои особенности. Так же термин «тревожность» в психологии обозначает состояние индивида, характеризующееся высокой степенью склонности к отрицательным эмоциональным переживаниям, беспокойству и опасениям. Охарактеризуем основные виды тревожности. Первый - это ситуативная тревожность, она порождена определенной конкретной ситуацией, объективно вызывающей беспокойство личности. Ситуативная тревожность - это состояние, при котором переживаются субъективные эмоции: беспокойство, напряжение, нервозность, озабоченность, возникающие как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию[4]. Значение профилактики ситуативной тревожности и её преодоление важно при подготовке младших школьников к трудным ситуациям при вступлении в новый этап – обучение в школе [5]. Так же, это может быть вполне нормальное состояние, которое играет свою положительную роль. [6]. Этот уровень повышенной тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Каждый человек обладает своим оптимальным или желательным уровнем тревожности - это «полезная» (конструктивная) тревожность, которая необходима для обеспечения безопасности субъекта на личностном уровне. Второй вид - личностная тревожность. Такую тревожность характеризуют состоянием безотчетного страха, неопределенными ощущениями угрозы, восприятием любого события как неблагоприятного и опасного. Личность ребенка находится в непрерывном развитии. Самой главной особенностью младшего школьного возраста является очень важное обстоятельство - поступление ребенка в школу, адаптация к ней и новому образу жизни, формирование новой социальной ситуации и новой ведущей деятельности [7, с.92]. Младшие школьники часто не справляются с учебной нагрузкой, и попадают в число отстающих учеников, что ведет к нежеланию посещать школу, а затем появлению повышенной тревожности. В этом случае дети не уверенны в своих силах, начинают сомневаться в своих возможностях овладения знаниями, чувствуют страх и свою незащищенность. Младшие школьники чувствуют себя скованно, боятся делать ошибки, что бы ни упасть в глазах одноклассников, педагога, и, конечно же, родителей. Выделим типичные проявления признаков ситуативной тревожности, характерные для школьников: перед контрольными работами может ухудшаться соматическое здоровье - «беспричинные» головные боли, повышение температуры, отсутствие желания ходить в школу, возникающее в связи с недостаточной школьной мотивацией, стремление «быть лучше всех» выражается в излишней старательности при выполнении заданий, ребенок может по нескольку раз переписывать одно и то же задание, отказ от заданий, которые ребенок не может выполнить, если не получается, он перестает его выполнять, в связи со школьным дискомфортом появляется раздражительность и агрессия, дети с повышенной тревожностью огрызаются в ответ на замечания учителя, не редко дерутся с одноклассниками, обидчивы, снижена концентрация внимания на уроках, дети находятся в своем мире мыслей и идей, не вызывающих которые не вызывающих тревоги, это комфортное для них состояние [6], отсутствие контроля над физиологическими функциями в ситуациях стресса, в беспокоящих ситуациях, например, ребенок краснеет, появляется головокружение, дрожь в коленках, возникает тошнота, ночные страхи так же могут быть связанны со школьной жизнью и дискомфортом, не желание отвечать на уроке, если тревожность направлена на ситуацию проверки знаний, ребенок отказывается принимать участие в ответах и старается быть незаметным, отказ контактировать с одноклассниками и педагогом (либо минимум контактов), «сверхценность» школьной оценки, таковая является «внешним» мотиватором деятельности учения, становится самоцелью, ребенка интересует не учебная деятельность, а внешняя оценка, негативизм и демонстративные реакции (в адрес учителя, попытки произвести впечатление на сверстников) [6]. На данном этапе задача родителей и педагогов помочь младшему школьнику приспособиться к новой среде, направить активность детей на формирование адекватной самооценки, которая обязательно поможет им гармонично развиваться и правильно ориентироваться в данном обществе. Повышенная тревожность, влияет на все сферы ребенка: коммуникативную, аффективно-эмоциональную, когнитивную, морально-волевую. В связи с этим специалисты рекомендуют проводить психолого-педагогическую коррекционную работу по преодолению повышенной тревожности у младших школьников. Психологическая коррекция – это совокупность определенных мероприятий, которые направлены на улучшение психологических недостатков или поведения личности при помощи специальных средств психологического воздействия [9, с.26]. Проведение психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у школьников. Генеральная цель модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности школьников: Теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности у первоклассников в период адаптации к школе.Данная цель достигается через следующие задачи: Задачи1. На основе анализа научной литературы рассмотреть проблему ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях.2. Выявить особенности адаптации первоклассников к обучению в школе.3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности первоклассников в период адаптации к школе.4. Провести экспериментальное исследование психолого- педагогической коррекции ситуативной тревожности первоклассников в период адаптации к школе и проанализировать его результаты.В нашем исследовании был использован комплекс следующих методик: Теоретические: анализ, обобщение литературы, моделирование. Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: тест изучения школьной тревожности Филипса, «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич, опросник для родителей и педагогов «Уровень тревожности ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. Математико - статистические: Т - критерий Вилкоксона [11]. Выборка исследования: исследование проводилось на базе школы номер 40. Нами был проведен констатирующий эксперимент, затем разработана и апробирована программа психолого – педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников. Далее мы провели формирующий эксперимент. Проанализируем результаты проведенной диагностики «Методика изучения тревожности Филлипса» до и после реализации программы коррекции (рис.1). Рис. 1. Результаты по методике «Тест изучения школьной тревожностиФилипса» до и после реализации программы коррекции. Анализ результатов, проведенных после коррекционной работы, представленных на рис. 1 показал, что процентные соотношения между испытуемыми с разными уровнями индекса тревожности изменились следующим образом: доля высоко-тревожных испытуемых уменьшилась с 14% до 2%. Эти данные говорят о том, что у 8% (2чел.) учащихся после проведенной программы коррекции высокий уровень тревожности снизился. Повышенный уровень тревожности у младших школьников уменьшился с 19% до 10%, этому способствовали проведенные упражнения для снятия напряжения и раскрепощения детей: «Принц на цыпочках», «Путешествие по классной доске» и др. Младших школьников с нормальным уровнем тревожности стало на 17% (6 чел.) больше, школьные требования для этих ребят не представляют сложности, они стали спокойнее чувствовать себя в процессе обучения. Учащиеся легко устанавливают дружеские контакты и взаимоотношения, на что повлияли упражнения, помогающие формировать позитивное отношение к сверстникам: «Подари подарок другу», «Мой класс» и др. Таким образом, нормальный уровень ситуативной тревожности является преобладающим в выборке. Требования, предъявляемые школой, сама школа и различные затруднения не травмируют этих ребят, эти обстоятельства создают условия для нормального функционирования и развития ребенка в учебном процессе, для установления дружеских контактов и взаимоотношений. Сформулируем гипотезы: Н0: Интенсивность сдвигов в сторону уменьшения тревожности не превосходит интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения. Н1: Интенсивность сдвигов в сторону уменьшения уровня тревожности превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения. В ходе расчетов было уставлено, что эмпирическое значение находится в зоне значимости (Тэмп=53, при погрешности в 1%), и мы принимаем Н1: Интенсивность сдвигов в сторону уменьшения уровня тревожности превышает интенсивности сдвигов в сторону ее увеличения. Статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил эффективность разработанной программы психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников, что доказывает достоверность выдвинутой гипотезы исследования. Таким образом, составленная нами программа оказалась эффективным средством психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников. Гипотеза исследования получила подтверждение, задачи исследования решены, цель достигнута.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1
Ссылка для цитирования:
Алиева Э.Э., Турсунгожинова Г.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 465 - 473. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14268 (дата обращения: 06.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*