'
Далелов Э.Ч.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БОЛЬНИЧНОЙ КЛОУНАДЫ *
Аннотация:
статья анализирует возможности применения больничной клоунады вне больниц и хосписов. Представлены иные ситуации, с которыми сталкиваются дети, при которых использование больничной клоунады так же актуально, как и при лечении тяжело больных детей. На основе личного опыта приведены кейсы успешного использования больничной клоунады для психологической поддержки, в частности, в период Covid-19.
Ключевые слова:
больничная клоунада, арт-терапия, игротерапия, смехотерапия, социально-психологическая помощь
Введение.Польза больничной клоунады для реабилитации детей с тяжелыми заболеваниями, находящихся на длительном лечении в больницах и хосписах, неоднократно подтверждалась как зарубежными, так и российскими исследователями [2; 3; 4; 5]. Как следует из названия профессии, больничные клоуны работают, как правило, в медицинских учреждениях. Однако практика показывает, что методы больничной клоунады – арт-терапия, игротепария и смехотерапия – работаю не только при реабилитации тяжелобольных детей, но и при психологической поддержке детей, перенесших сильные психологические потрясения или испытывающие перманентный стресс по разным причинам.Использование больничной клоунады вне больниц и хосписов. Больничные клоуны, многие из которых являются практикующими психологами, специализируются на том, чтобы посредством игр и смеха выровнять эмоциональный фон ребенка, который проходит длительное лечение в медицинском учреждении. При этом подобная эмоциональная поддержка может потребоваться и ребенку, который абсолютно здоров физически, но пережил травмирующий детскую психику ситуацию. За время работы больничным клоуном, я неоднократно работал с детьми, которые, например, попали в аварию и испытали сильнейший шок. Подобная травма приводит к тому, что ребенок отказывается садиться в машину или другой транспорт, вспоминая произошедшее и предполагая, что такое может повториться еще раз. Для преодоления сформировавшегося страха автомобилей родители нередко обращаются к больничным клоунам. Посредством игр, рассматривающих разные дорожные сюжеты, возможно в игровой форме восстановить доверие ребенка к транспорту и показать, что авария – это исключение, а не правило. В 2020 году, когда пандемия Covid-19 вынудила людей по всему миру изолироваться в замкнутых пространствах, дети оказались самой уязвимой группой, подверженной страху и тревоге. Детям, потрясенным тем, что они не могут выходить на улицу, гулять и играть со своими друзьями как обычно, потребовалась психологическая поддержка, чтобы справиться с таким тяжелым периодом. При этом стоить отметить, что в наиболее сложном положении оказались дети врачей: пандемия не только вынудила их придерживаться карантина, но и привела к тому, что их родители – врачи – стали почти целые дни проводить на работе, спасая жизни заболевших пациентов. В период пандемии я инициировал видеозвонки с детьми врачей, чтобы посредством игр и арт-терапии оказать им столь необходимую психологическую поддержку и снизить уровень стресса от постоянного пребывания дома. Мне удалось провести более 40 звонков. За это время мы активно использовали методики, доступные в онлайн-формате: использование перчаточных кукол, визуальных возможностей экрана, вовлечение окружения в игры, музыкальные инструменты [1, с. 515]. Для меня было очень важно видеть, как лица, грустные в начале, становились веселыми к концу звонка. Не менее ценной была и обратная связь от врачей, которые подчеркивали, что после занятий с больничным клоуном Мувиком (это мое амплуа в роли больничного клоуна), их дети становились менее тревожными. Заключение.На сегодняшний день уместно говорить о том, что польза больничной клоунады выходит далеко за пределы больничных стен и может быть применима в ситуациях, не всегда связанных с тяжелыми физическими заболеваниями. Больничная клоунада является незаменимым инструментом психологической помощи в разных ситуациях, таких как сильный испуг (например, в результате автокатастрофы) или длительный стресс, связанный с внешними неконтролируемыми бедствиям (например, Covid-19, землетрясения и т.д.). Таким образом, мы можем заключить, что методы больничной клоунады носят универсальный характер и могут быть продуктивно использованы не только в медицинских учреждениях при реабилитации тяжелобольных детей, но и при психологической помощи детям, нуждающимся в радости и смехе.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1
Ссылка для цитирования:
Далелов Э.Ч. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БОЛЬНИЧНОЙ КЛОУНАДЫ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 474 - 477. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14269 (дата обращения: 04.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*