'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (14) том 4
  4. Научная статья № 78

Просмотры  70 просмотров

Советбекова Н.Б.

  


ИНТУИТИВНОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены основные перспективы и модели, используемые в литературе по принятию стратегических решений, вращаются вокруг двух концепций: интуитивный подход и аналитический подход. Автор придерживается идеи, что оба эти способа не противоречат друг другу и исследуются независимо друг от друга. Делается особый акцент на важности и значимости интуиции и интуитивного способа постижения реальности и, в частности, - принятия решения   

Ключевые слова:
стратегические решения, процесс принятия стратегических решений, интуитивный подход, аналитический подход, модель принятия решения, когнитивный стиль, экстраверсия, интроверсия   


Процесс принятия стратегических решений был важной темой исследования стратегии в течение последних двух десятилетий. Выделяют «логические» и «нелогические» процессы как основы для принятия решений. Исходя из этого были определены два качественно разных вида принятия решений: аналитический, соответствующий «логическому», и интуитивный или творческий, соответствующий «не логично». Использовалась логика, заключающаяся в том, чтобы делать выводы из предпосылок, в качестве координационного центра для описания процесса принятия решений, противопоставляя рациональность интуиции [1, с.12-17]. В критической оценке интуитивного подхода подтверждается широкое использование интуиции руководителями при принятии стратегических решений. Это обусловлено необходимостью управлять в постоянно меняющемся мире и давлением для удовлетворения потребностей, создаваемых сложными рыночными силами. Было обнаружено, что интуитивные процессы обычно используются при принятии организационных решений. Таким образом, интуиция была определена как важный аспект процесса принятия стратегических решений в области управления. У низкоэффективных фирм не будет достаточно ресурсов, чтобы нести расходы на рациональные процессы принятия решений, такие как затраты на сбор и анализ данных и наем сторонних организаций. Поэтому в таких фирмах руководители часто основывают свои решения на интуиции и отказываются от рациональных подходов к принятию решений. Например, установлена негативная связь между интуицией и эффективностью фирмы в стабильной среде: производительность отрицательно связана с интуицией в принятии стратегических решений [2]. Существуют разные теории о том, как принимать стратегические решения, и один из способов взглянуть на этот процесс - использование концептуальной модели процесса принятия решений. Эта модель состоит из 4 этапов: обнаружение проблемы, определение проблемы, анализ и выбор, и реализация. Каждый из этих этапов состоит из четырех подпроцессов: поиск и внимание, планирование, оценка и выбор, а также ответственность. По факту, существуют два типа процесса принятия решений. Один - аналитический, другой – интуитивный. Различные факторы играют важную роль в этом процессе [3]. По словам поведенческого аналитика Изабель Бриггс-Майерс, процесс принятия решений человеком в значительной степени зависит от его когнитивного стиля. Майерс разработала набор из четырех биполярных измерений, который называется индикатором типа Майерса-Бриггса (MBTI). Конечными точками в этих измерениях являются: мышление и чувство; экстраверсия и интроверсия; суждение и восприятие; и ощущение, и интуиция. Утверждается, что стиль принятия решений человеком хорошо коррелирует с тем, как они оценивают эти четыре измерения. Например, тот, кто набирал очки с точки зрения мышления, экстраверсии, восприятия и суждения измерений, склонен иметь логический, аналитический, объективный, критический и эмпирический стиль принятия решений [4, с.253]. Таким образом, процесс принятия стратегических решений также включает подбор соответствующих лиц для принятия решений. Лицо, ответственное за принятие стратегических решений, сталкивается с крайне двусмысленной и сложной задачей. Принятые стратегические решения оказывают огромное влияние на организационные стратегии, и эти вопросы, влияющие на организацию, могут представлять возможности или проблемы лицам, принимающим решения. Нет единого мнения относительно того, как и какие личностные факторы влияют на принятие решений. Однако бесспорным остается то, что личность и ее характеристики субъекта оказывают влияние на особенности принятия им решений. Большинство авторов при изучении вопроса о принятии решений выделяют в качестве значимых такие личностные факторы, как: доверие интуиции, эмоциональный интеллект, рациональность и готовность к риску, толерантность к неопределенности.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (14) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Советбекова Н.Б. ИНТУИТИВНОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ // Вестник науки №5 (14) том 4. С. 370 - 372. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1429 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1429



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.