'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 1
  4. Научная статья № 112

Просмотры  67 просмотров

Моисеева Е., Лесникова Г.Н.

  


УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ *

  


Аннотация:
представленная статья посвящена анализу феномена удовлетворенности занятиями физической культурой и элективными занятиями среди студентов. В исследовании проанализированы факторы, определяющие степень удовлетворенности студентов занятиями. Автором проведен анкетный опрос среди студентов факультета политологии ЮРИУ РАНХиГС (г. Ростов-на-Дону), с целью определения степени удовлетворенности студентов занятиями физической культуры. В заключении данной статьи, на основании итогов проведенного опроса, представлены некоторые рекомендации, с целью повышения мотивации к спортивным занятиям в высшем учебном заведении.   

Ключевые слова:
удовлетворенность, факторы удовлетворенности, физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, здоровье, коммуникация, преподаватель, анкетный опрос   


В современном обществе, особое место в сохранении и укреплении здоровья человека занимает спорт и физическая культура. Многочисленные эксперты на основании аналитических данных, утверждают, что за счет спортивной деятельности, происходит гармоничное развитие личности человека, особенно в возрасте с 16 до 21 года. Носов С.А. – преподаватель кафедры физической культуры, отметил в своей работе, что для студентов, которые подвержены умственной, физической и эмоциональной нагрузке, в связи с особенностями учебного процесса и коммуникации с новыми коллективами, физическая культура и спорт, помогают в снижении нагрузки [1]. При этом, в системе среднего и высшего образования особой актуальностью всегда обладала проблема низкой удовлетворенности занятиями физической культуры. Редих К.М. отметил, что в 2023 году, 80-85% студентов имеют низкую мотивацию к занятиям физической культурой в вузах и низкую степень удовлетворенности [2]. Удовлетворенность, по своей сущности – эмоциональное оценочное суждение личности (или группы лиц) к выполняемой деятельности и условиям ее протекания. Удовлетворенность студентов занятиями физической культуры – это эмоциональное отношение к проведению элективных и обязательных занятий физической культурой, непосредственное отношение к объекту (физическая культура в вузе, преподаватель физической культуры, одногруппники т.д.). Это в первую очередь – психологическое понятие, сложное и многогранное, которое усиливает мотив к занятиям спортивной деятельности [3]. Факторы, определяющие удовлетворенность, в рамках представленной тематики, не могут быть однозначными, большинство из них, удалось структурировать в результате проведения опроса студентов факультета политологии. Так, например, согласно некоторым практическим данным, основными факторами, которые определяют степень удовлетворенности (в данном контексте – удовлетворенность студентов занятиями физической культуры): количество посещенных занятий, личные отношения с преподавателем (тренером), коммуникативные способности студентов внутри группы (команды), достигнутые цели в процессе физических и элективных занятий (например: количество наград, грамот, положительные оценки, количество студентов, получающих стипендию по за успехи в спортивной деятельности) [4]. Стоит отметить, что каждый из представленных факторов при своем положительном коэффициенте – отражает степень удовлетворенности (например, если посещаемость занятий низкая, из этого следует, что студенты в какой-то степени не удовлетворены условиями их организации). В рамках представленного исследования, с целью определения степени удовлетворенности студентов занятиями физической культуры и некоторых факторов формирования мотивации к спортивной активности, был проведен анонимный опрос среди студентов политологии 2 курса в ЮРИУ РАНХиГС (г. Ростов-на-Дону), в устном опросе приняли участие 40 человек в возрасте от 18 до 20 лет. Итоги опроса показали, что 76% (30 человек) обучающихся, регулярно посещают занятия по физической культуре, при этом 50% опрошенных (20 человек) в полной мере удовлетворены процессом проведения спортивных занятий. Отметим, что 50% опрошенных (20 человек) также не удовлетворены процессом проведения спортивных соревнований, 10 человек из которых, не посещают занятия. Опрос показал, то 95% опрошенных – 37 человек, находятся в доверительных и положительных отношениях с преподавателями и тренерами ЮРИУ РАНХиГС, а также 58% опрошенных (25 человек) в полной мере довольны условиями проведения спортивных занятий. Важно подчеркнуть, что 95% студентов политологии (38 человек) отметили, что самостоятельно занимаются спортом, вне зависимости от обязательных элективных занятий в Академии. В ходе углубленного опроса и проведения пилотажного интервью, удалось выделить следующие факторы неудовлетворенности занятиями физической культуры и элективными практиками: низкий уровень заинтересованности в спортивной активности, нежелание заниматься физической культурой на свежем воздухе (неудобство, холод, плохое положение спортивной площадки), негативное поведение со стороны одногруппников (сложная коммуникация), неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря, пассивность со стороны преподавателей, нежелание девочек заниматься в одной команде с мальчиками (неравное распределение командных сил), также 40% опрошенных студентов отметили, что не знают о том, что можно получать материальную мотивацию за спортивные заслуги (стипендия) [3]. Как было отмечено ранее, удовлетворённость занятиями физической культурой – фундамент к мотивации. В процессе формирования системы мотивации к спортивным занятиям, необходимо учитывать все факторы удовлетворенности, которые образуют собой сложную систему и не могут быть оценены по отдельности. На основании проведенного опроса, удалось не только выделить факторы, определяющие степень удовлетворенности, но и факторы, которые способны влиять на данные аспекты. Так, например, с целью повышения посещаемости занятий физической культуры, необходимо уделять особое внимание социально-психологическим аспектам, которые формируют высокий уровень коммуникабельности и командный дух среди студентов. С целью минимизации низкого уровня заинтересованности в спортивной активности, необходимо формировать систему активного взаимодействия между преподавателями и студентами, применять специализированные инструменты командного управления и предлагать студентам выбор, в ходе которого они смогут отдавать предпочтение определенному виду спорта. Также, с целью повышения мотивации к спортивным занятиям и достижениям, преподавателям необходимо оповещать студентов о возможности получения материальной компенсации и мотивации за спортивные достижения (повышенная государственная академическая стипендия) [2]. Отметим, что студенты с разным уровнем физической подготовки могут испытывать разное удовлетворение от занятий. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого студента, ведь от особенности физической подготовки, зависит психологическое состояние человека, особенно в возрасте 16-23 лет, когда психика проходит этап активного формирования. В целом, спорт для молодого человека не должен являться «наказанием», данный факт в полной мере может воспитать негативное отношение к здоровому образу жизни, что скажется на будущем человека.Таким образом, подводя итог представленному исследованию, стоит подчеркнуть, что на уровень удовлетворенности студентов занятиями физической культуры, влияют множество факторов, большинство из которых связаны с личностными (внутренними) переживаниями студентов. На практике, более 50% опрошенных студентов оказались в полной мере удовлетворены спортивными занятиями в высшем учебном заведении. С целью повышения степени удовлетворённости, стоит предложить систему выбора спортивного вида деятельности для студентов, что на практике, может оказать положительное влияние как на физическую, так и на эмоциональную составляющую процесса формирования здорового образа жизни [4]. Также, студенты могут быть более заинтересованы и мотивированы, если программа занятий включает разнообразные виды упражнений и игр, поэтому стоит уделять особое внимание новинкам в сфере спортивных занятий, применять актуальные методики командного управления и применять инновационные методики (цифровые технологии, тренды здорового образа жизни, разнообразные челенджи). В целом, если учесть все представленные факторы и рекомендации, насколько это позволяют возможности университета (в частности финансовые), то это повысит желание студентов заниматься спортом самостоятельно и посещаемость занятий по физической культуре в вузе, что может крайне положительно отразится на образе жизни молодого поколения и качестве их жизни. Для формирования будущего здорового общества, необходимо чтобы студенты чаще делали осознанный выбор в пользу посещения занятий по физической культуре, предпочитая двигательную активность и здоровье вредным привычкам и недисциплинированному образу жизни.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Моисеева Е., Лесникова Г.Н. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ // Вестник науки №5 (74) том 1. С. 690 - 696. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14306 (дата обращения: 06.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14306



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.