'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 2
  4. Научная статья № 3

Просмотры  188 просмотров

Артемова Д.А.

  


ОБЗОР МИРОВОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ИНДИЯ *

  


Аннотация:
в представленной статье рассмотрена актуальная проблема развития механизма ГЧП в республике Индия. Рассмотрены особенности и специфика индийского рынка ГЧП, определены предпосылки развития ГЧП в этой стране, выделены ключевые модели соглашений государственно-частного партнерства, проанализированы достоинства и недостатки данной модели.   

Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, модели государственно-частного партнерства, развивающиеся страны, инструменты экономического стимулирования   


Государственно-частное партнерство — это сотрудничество между правительством и частной организацией для финансирования экономической инфраструктуры, такой как аэропорты, автомагистрали, железные дороги и т.д., частным сектором, который традиционно контролировался правительством. Данное соглашение является договорным. Распределение ресурсов и рисков предопределено заранее. Это взаимовыгодное соглашение как для правительства, так и для частного предприятия, поскольку правительство нуждается в инвестициях в свои проекты, а частное предприятие нуждается в получении прибыли. Частные компании сочетают свои технологии и инновации со возможностью правительства завершить проект в установленные сроки и при ограниченном бюджете. За последние полтора десятилетия в индийской экономике значительно возросло число проектов государственно-частного партнерства во всех секторах экономики. Центральное правительство и правительства различных штатов приняли меры по разработке политики, направленной на поощрение и расширение масштабов государственно-частного партнерства. Индийское правительство создало комитет по оценке государственно-частного партнерства для утверждения таких проектов и проведения прозрачной конкурентной борьбы между частными компаниями. Правительство в своем проекте Национальной политики в области государственно-частного партнерства сделало акцент на создании более широкой основы для устойчивого развития этих государственно-частного партнерства. В данной статье рассмотрены принципы, регулирующие государственно-частное партнерство в Индии, различные модели государственно-частного партнерства, институциональные механизмы и механизмы управления, преимущества и недостатки данного механизма. В рамках государственно-частного партнерства объект или услуга предоставляются частным предприятием населению в целом. Распределение рисков осуществляется оптимальным образом между частной и публичной стороной. Целью государственно-частного партнерства является повышение эффективности проекта, а не просто его реализация. Поскольку партнерство основано на контрактном соглашении, оно действует в течение определенного периода времени, по истечении которого оно прекращается. Такое партнерство использует профессиональную экспертизу частного сектора в предоставлении качественных услуг. В рамках государственно-частного партнерства частная сторона занимается проектированием, управлением, эксплуатацией, внедрением и т.д. Существует ряд моделей государственно-частного партнерства в зависимости от объема инвестиций, технического сотрудничества, продолжительности и т.д. Ниже представлены некоторые из них:Build-Operate-Transfer Model (BOT),Build Own Operate (BOO) Model,Build Own Operate Transfer (BOOT) Model,Build Own Lease Transfer (BOLT) Model,Design-Build Finance Operate (DBFO) Model,Lease Develop Operate (LDO) Model.В 2011 году Министерство экономики Индии опубликовало на своем веб-сайте проект Национального государственно-частного партнерства для ознакомления с комментариями заинтересованных сторон. Касательно данного проекта было много споров. Данный оспариваемый проект послужил хорошим шагом, предпринятым правительством Индии, поскольку с помощью этого проекта население, а также частные компании могли высказать свои опасения и предложить соответствующие доработки. Проект Национального государственно-частного партнерства включает в себя принципы, регулирующие реализацию государственно-частного партнерства, стимулирующие рамки, процесс заключения проектов государственно-частного партнерства и механизмы управления.Рассмотрим ключевые принципы реализации проектов ГЧП в Индии.Первый принцип заключается в обеспечении справедливой и прозрачной схемы государственно-частного партнерства, которая способствовала бы его развитию и популяризировала его.Второй принцип заключается в предоставлении равных и справедливых возможностей частным организациям, участвующим в конкурсе, для обеспечения справедливого управления проектом.Третий принцип заключается в том, что цель проектов государственно-частного партнерства должна быть связана с максимальным удовлетворением потребностей потребителей, и аналогичным образом должны быть максимально удовлетворены интересы заинтересованных сторон.Четвертый принцип заключается в предоставлении пользователям качественных услуг с использованием наилучших из возможных инновационных идей, навыков, знаний и эффективности частной организации.Последний принцип заключается в популяризации таких соглашений, что поможет правительству в разработке соответствующей политики и внесении необходимых изменения в законодательство, если это потребуется в интересах государственно-частного партнерства.Проекты ГЧП эффективны в Индии, поскольку в механизме государственно-частного партнерства частный сектор и правительство связаны контрактным соглашением о выполнении своих обязательств, которые заведомо согласованы. В нем изложены все необходимые положения, такие как обязательства сторон, расторжение, распределение рисков, штрафные санкции и т.д. В последнее время государственно-частные партнерства довольно успешны, и это поспособствовало тому, что правительство приняло меры по продвижению таких партнерств и укреплению институциональных и руководящих механизмов, которые контролируют их. Оно также призвало частный сектор активизировать свое участие в конкурсном отборе. Государственно-частное партнерство в Индии имеет как свои достоинства, так и недостатки.Главным достоинством является то, что государственно-частное партнерство зачатую оказывается наилучшей альтернативой другим формам соглашений, поскольку обе стороны, то есть правительство и частная организация, извлекают для себя максимальную пользу и выгоду.Государственно-частное партнерство обеспечивает эффективность и прозрачность, поскольку задействованы навыки и экспертиза частного сектора, кроме того, оно снижает общие затраты правительства, Окупаемость инвестиций в рамках государственно-частного партнерства в Индии выше, чем при традиционном способе финансирования проекта правительством. Также партнерство позволяет правительству передать распределение рисков субъекту частного сектора.Однако есть ряд недостатков. Некоторые государственно-частные партнерства тесно связаны с определенными частными фирмами, что легко дает возможность таким частным структурам заключать контракты и получать конкретные проекты. Это в свою очередь приводит к несправедливому отбору на конкурсном этапе. Кроме того, государственно-частные партнерства передают проекты частному сектору, что сокращает возможности трудоустройства, которые ранее были доступны в государственном секторе.Наконец, результаты, касающиеся степени успешности проектов государственно-частного партнерства в Индии, несколько неоднозначны и не всегда оправдывают ожидания.В Индии серьезной проблемой является нехватка инфраструктуры, а базовая инфраструктура, такая как автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, средства связи и электроснабжения, не соответствует стандартам, принятым в странах-конкурентах. Таким образом, развитие инфраструктуры Индии до уровня мирового класса и устранение дефицита инфраструктуры в стране требует огромных инвестиций, которые не могут быть обеспечены только государственным сектором из-за финансовых ограничений и растущих обязательств правительства. Данная ситуация требует участия частного сектора в совокупности с государственным сектором в развитии объектов общественной инфраструктуры. В этом направлении экономические реформы, начатые в стране, создают политическую среду для государственно-частного партнерства (ГЧП) в развитии инфраструктуры.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Артемова Д.А. ОБЗОР МИРОВОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ИНДИЯ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 26 - 31. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14327 (дата обращения: 28.04.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14327



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.