'
Мухамедьярова Ж.У., Бейсенова А.Ж., Оспанова А.Ж.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ *
Аннотация:
в данной статье будут рассмотриваться проблемы позновательной самостоятельности. Применение современные формы и методы повышения самостоятельности учащихся.
Ключевые слова:
позновательная самостоятельность, формы, методы, образование
Одна из основных проблем, которая встаёт перед учителем – научить детей самостоятельно работать. Самостоятельная работа предполагает умение мыслить, грамотно записывать свои мысли, умозаключения, принимать решения. Одним из обязательных условий успешного обучения является привитие детям навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Учитель должен направить умственную деятельность детей, руководить этим самостоятельным трудом, создать условия по организации и управлению самостоятельной деятельности, а учащиеся должны трудиться самостоятельно.Современный урок только тогда развивает мотивацию активно познавать мир, если он ставит целью развитие интеллектуальных, духовных способностей, интересов, мотивов и вырабатывает научное мировоззрение детей.Из опыта практической работы учителем понятно, что первая обязанность учителя - организовать и вовлечь учащихся в активный процесс решения учебных задач. Познавательную самостоятельность формирую у учащихся в ходе проведения разнообразных форм работы на уроках. Эффективными средствами активизации познавательной самостоятельной деятельности ребёнка на уроке являются:Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).Творческие работы по разным предметам.Участие в предметных олимпиадах.Научно-исследовательская деятельность.Проектная деятельность учащихся.Внеклассные мероприятия по предметам.Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).Дифференциация (разноуровневые задания).Активная познавательная самостоятельная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, желание идти на поиски нового интересного, неопознанного, и умение приобретать знания самостоятельно. Различные приёмы активизации познавательной деятельности можно использовать в работе. Такими методами являются:Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы дети могли свободно, высказывать свою точку зрения и внимательно слушать мнение других.Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно план изложения нового материала. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления, практические задания, тестовые задания и др. В работе использую компьютерные презентации. Ребята и сами готовят презентации, охотно работают с интерактивной доской. Работаем с различными дополнительными источниками информации: дополнительной литературой, разными видами словарей, энциклопедиями, справочниками. Познавательная самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будет грамотно организована познавательная самостоятельная деятельность в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Познавательная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2
Ссылка для цитирования:
Мухамедьярова Ж.У., Бейсенова А.Ж., Оспанова А.Ж. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 140 - 143. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14344 (дата обращения: 13.06.2025 г.)
Вестник науки © 2024. 16+
*