'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 2
  4. Научная статья № 37

Просмотры  64 просмотров

Лембик Б.В.

  


РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА *

  


Аннотация:
в настоящее время проблема взаимоотношений государства и личности считается одной из центральных в механизме правового регулирования всей системы общественных отношений, в частности защита прав и свобод человека и гражданина в современное время является важнейшей задачей. В современном механизме государственного регулирования на большое число государственных органов возложены обязанности по обеспечению защиты прав и свобод человека. Важное значение при этом имеет деятельность прокуратуры в данной сфере, которая является приоритетной для нее.   

Ключевые слова:
прокуратура, права, свободы, защита прав, свобода человека, государство, гражданин, прокурорский надзор   


Из содержания ст. 2 Конституции Российской Федерации [1] следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются конституционными обязанностями Российской Федерации.Предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права человека и гражданина обеспечиваются экономическими, политическими, социальными и иными структурами государства. К их числу относятся также органы прокуратуры во главе с Генеральным прокурором Российской Федерации, на которые возложены обязанности по защите указанных прав и свобод от любых посягательств.В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» [2] также регламентируется рассматриваемый институт. Так, наличие в данном законе отдельной главы, посвященной прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, свидетельствует о том, что публичной властью данной проблеме уделяется значительное внимание. Также становится очевидным, что в данной сфере органы прокуратуры играют важную роль.Указом Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определено то, что органы прокуратуры, как и другие государственные органы, обязаны реализовывать государственную политику, направленную на защиту прав и свобод человека, регламентированных в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах [3].Особенности деятельности прокурора в рассматриваемой сфере определяются тем, что он осуществляет проверку:1. Соответствия актов, издаваемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, положениям Конституции Российской Федерации и иным нормативным правовым актам,2. соблюдение законов, в том числе положений Конституции Российской Федерации, касающихся регламентации прав и свобод человека.Реализация возложенных на прокурора полномочий направлена на достижение полного соблюдения прав и свобод человека. При этом их обязаны соблюдать как государственные и муниципальные органы, так и все иные должностные лица. Кроме того, прокурор должен следить за тем, чтобы незаконные и неправомерные нормативные правовые акты своевременно отменялись. В случае установления таких фактов прокурор также должен обеспечить в рамках своих полномочий привлечение к юридической ответственности лиц, которые допустили те или иные нарушения в данной сфере [6, с.204].В части 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что в случае выявления нарушения прав человека, защищаемых гражданским законодательством, если пострадавший по причине возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств не может лично защищать свои права или же имеет место быть нарушение прав большой части граждан или же нарушение имеет массовый характер, прокурор уполномочен предъявлять и поддерживать иск в интересах пострадавших в ходе гражданского или арбитражного судопроизводства.Соответственно, применяя собственные полномочия, прокурор хочет достичь неуклонного соблюдения прав и свобод граждан органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными и служебными субъектами, а еще своевременной отмены незаконных правовых актов, прекращения их работы и привлечения в определенном законом порядке к ответственности субъектов, допустивших нарушения.Главные задачи прокурорского надзора — обеспечить верховенство Конституции Российской Федерации, правовая защита прав граждан. Своевременное выявление и пресечение нарушений законов хорошо влияет на укрепление законности и потому обоснованно признается действенным методом недопущения преступлений.В случае поступления в прокуратуру информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор должен осуществить проверку либо претворить в жизнь иные надзорные действия на любом предприятии, в учреждении либо организации, в том числе в общественных организациях и объединениях. При данном надо иметь в виду, что организация прав и свобод человека и гражданина сообразно Конституции Российской Федерации ложится на все без исключения органы. Наличие такого широкого круга субъектов, деятельность которых проверяется прокурором, объясняется тем, что в действующем законодательстве регламентировано большое числе прав и свобод человека [7, с.11].Экономические, политические, культурные или экологические права могут реально реализовываться лишь в том случае, если они четко гарантированы государством. Однако в практической деятельности реализация личных прав зачастую не отличается полным соответствием действующему законодательству. Это является весьма негативным явлением, свойственным многим правопорядкам.Вместе с тем анализ практики прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина свидетельствует о необходимости совершенствования положений законодательства, регулирующих порядок осуществления органами прокуратуры надзорных полномочий. Данный вывод основывается на следующих обстоятельствах.Среди предусмотренных действующим законодательством полномочий должностных лиц органов прокуратуры, реализуемых в рамках надзорной деятельности, существуют полномочия, направленные на устранение выявленных в ходе проверок нарушений прав и свобод человека и гражданина. К их числу относятся в том числе право прокурора приносить протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, а также внести представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина [9].Наряду с указанными полномочиями законодатель наделил должностных лиц органов прокуратуры полномочиями по применению актов реагирования, направленных на привлечение виновных в допущенных нарушениях прав и свобод человека и гражданина лиц к установленной законом ответственности. К полномочиям данной группы следует отнести право возбуждать при наличии оснований дела об административных правонарушениях, а также направлять в органы предварительного расследования мотивированное постановление и материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании лиц, в чьих действиях усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний.Следует отметить, что должностные лица органов прокуратуры могут применять акты реагирования обеих групп вне зависимости друг от друга, поскольку им присуща разная целевая направленность: в первом случае - восстановление нарушенного правового баланса между субъектами правоотношений, а во втором - возложение на виновное лицо обязанности претерпеть соответствующие лишения и неблагоприятные последствия, являющиеся следствием его противоправного поведения.Вместе с тем исходя из анализа положений действующего законодательства представляется возможным сделать вывод о том, что применение актов прокурорского реагирования не обязательно может привести к восстановлению нарушенного права. В частности, действующее законодательство непосредственно не предусматривает механизм понуждения нарушителя к восстановлению нарушенного права в принудительном порядке. Фактически допустившее нарушение того или иного права личности должностное лицо может не принимать меры по восстановлению прав и свобод личности. В подобной ситуации указанное лицо при наличии оснований будет привлечено к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2]. Однако и в данном случае оно не будет принуждено к восстановлению нарушенного права.Данный тезис подтверждается, например, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки И.И. Моторичевой на нарушение ее конституционных прав положениями ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" [5]. Рассматривая вопрос о возможности принятия жалобы И.И. Моторичевой к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что представлению прокурора не присущ абсолютный характер, данный акт реагирования не обладает силой принудительного исполнения, поскольку преследует цель понудить допустивших нарушения закона лиц устранить выявленные нарушения прежде всего в добровольном порядке.Вместе с тем видится необходимым обеспечить нормативное закрепление подобной процедуры. С учетом характера общественных отношений, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, надзор за соблюдением которых осуществляют органы прокуратуры, соответствующий механизм понуждения нарушителя к восстановлению прав и свобод может быть закреплен путем внесения соответствующих изменений в ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации либо включения соответствующих норм в гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.Кроме того, учитывая, что предъявляемые в данном случае требования прокурора затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод личности и, как следствие этого, реализации положений Конституции Российской Федерации, представляется необходимым установить сокращенный срок рассмотрения судами дел указанной категории.Подводя итог изложенному, нельзя не согласиться с мнением Д.А. Гонибесова, подчеркивающего особую роль органов прокуратуры в защите прав и свобод человека и гражданина [8, с. 64]. Во многом данная роль обусловлена статусом органов прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации, связанным с неподконтрольностью иным государственным структурам. В механизме защиты конституционных прав и свобод обусловлена тем, что органами прокуратуры принимаются меры по обеспечению законности и устойчивости правопорядка, устранению нарушений закона, привлечению виновных к ответственности, а также восстановлению нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций. Особый характер надзорной деятельности органов прокуратуры предопределяет значимость данного вида государственной деятельности в обеспечении неукоснительного соблюдения всеми субъектами правоотношений конституционных прав и свобод человека и гражданина и, как следствие этого, воплощении положений Конституции Российской Федерации в повседневную жизнь.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Лембик Б.В. РОЛЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 229 - 236. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14361 (дата обращения: 09.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14361



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.