'
Головырских О.В., Шульгина Т.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ *
Аннотация:
в статье рассматриваются средства визуализации, которые не просто иллюстрируют учебный материал, но способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся.
Ключевые слова:
средства визуализации, визуализация, облако слов, лента времени, фотоколлаж, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика
В век ускоренного технического прогресса и цифровых устройств поступающая информация определяется в объемах, которые сложно обработать, обменять и запомнить с помощью традиционных методов обучения. Визуализация (от лат. visualis, «зрительный») – общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа [1].Когда мы думаем о визуализации данных, наша первая мысль, вероятно, сразу же обращается к простым гистограммам или круговым диаграммам. Хотя они могут быть неотъемлемой частью визуализации данных и общей базовой линией для многих графических данных, правильная визуализация должна быть сопряжена с правильным набором информации. Простые графики – это только верхушка айсберга. Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации материала урока: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и др.Однако сегодня с развитием компьютерных технологий появляются и новые средства визуализации – инфографика, интеллект-карты, облако слов, лента времени, коллаж, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде, интерактивные презентации и др.Задачи визуализации – представить и структурировать основной учебный материал, дополнить основной материал, обеспечить логичность в изложении информации, продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.Рассмотрим некоторые современные средства визуализации урока.Облако слов или тегов – это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Облако слов на сайтах устроено по принципу гиперссылок, где слово имеет тем больший размер в облаке, чем чаще оно встречается на сайте [2]. «Лента времени» – это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук [5].Фотоколлаж – еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель. В изобразительном искусстве коллаж является техническим приемом, который заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре [4].Интеллект-карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной форме. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок [3].Скрайбинг – это визуализация информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Выступление в технике скрайбинга – это, прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации [7].Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. [6].Каким образом учитель может использовать средства визуализации в своей работе? Существуют различные способы:•как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере),•для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге),•для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.).В обучении с применением информационно-коммуникационных технологий интерактивность наглядных средств на основе мультимедиа обеспечивает школьникам и учителям возможность активно взаимодействовать, управлять представлением информации, определять последовательность использования фрагментов информации, изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации.Визуальные методы обучения позволяют решать различные проблемы развития: развитие наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления, а также способности принимать решения. Визуальный образ создает предпосылки для развития психических процессов в левом и правом полушарии. Текстовое мышление осуществляется левым полушарием, что связано с рациональным поведением. Визуальное мышление осуществляется правым полушарием, что ближе к иррациональному мышлению. Но оба полушария способствуют развитию метакогнитивного мышления и успешному обучению и практическому применению знаний для решения проблем и процессов принятия решений.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2
Ссылка для цитирования:
Головырских О.В., Шульгина Т.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 318 - 322. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14376 (дата обращения: 09.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*