'
Дельянская Л.Г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЛЕЧЕНИИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ *
Аннотация:
статья рассматривает исследование в изучении педагогических условий организаций досуговой деятельности детей младшего школьного возраста, находящихся на лечении в медицинских организациях.
Ключевые слова:
досуг, досуговая деятельность, медицинская организация
В исследованиях значительный вклад в уточнение понятия «досуг», его изучение и теоретическое обоснование внесли М.Г. Бушканец, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, И.А. Новикова, Э.В. Соколов, В.Я. Суртаев, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др. Они рассматривают досуг как предоставляемую человеку возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности. В их исследованиях подчеркивается, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, средством погружения человека в культуру, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственно-духовного развития личности.Достаточно интересно понятие «досуг» охарактеризовано в исследованиях Г.А. Аванесова. Досуг им рассматривается как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью». По мнению Э.В. Соколова, «без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным к какой-либо возвышенной деятельности. Без игр и развлечений досуг становится монотонным и плоским. Анализ позиции Е.В. Комаровой, в отношении досуга показывает, что он рассматривает это явление комплексно как «время духовного развития школьной молодежи, которое представляет ей возможность свободного выбора общественно значимых ролей и положений, позволяет заниматься деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении, как сферу, в которой полнокровно раскрываются потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении, как особую социальную сферу, где учащиеся удовлетворяют личностные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я», как зону активного общения, в которой учащиеся открыты для воздействия и влияния самых различных институтов и организаций». Так как досуг занимает лишь часть свободного времени и является личной сферой жизни человека, следовательно, он напрямую связан с досуговой деятельностью и досуговым временем. С точки зрения К.Ю. Заботкиной, Г.Б. Барышниковой, досуг – пространство, время и содержание творческих занятий, выходящих за пределы школьной деятельности, временная и пространственная зона отдыха, восстановления физических и духовных сил, развития способностей и интересов, свободного общения со значимыми людьми, возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Раскрывая понятия «досуг», мы так или иначе выходим на предмет определения функций досуга, способов и содержания его заполнения, и тогда, естественно, понятие «досуг» раскроется перед нами другой своей гранью и другой смысловой наполненностью. Ведь в обыденном сознании досуг всегда воспринимается просто как свободное от труда время. Действительно, с одной стороны, это время, необходимое для отдыха и развлечений, но, с другой стороны, это и время, заполненное культурно-ценностным содержанием. Тогда уместно будет, на наш взгляд, рассмотреть понятие «досуг» в сочетании с понятием «деятельность», т.е. «досуговая деятельность». В Российской педагогической энциклопедии деятельность определяется как специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Специфической деятельностью в сфере свободного времени является досуговая деятельность. Согласно тому, что досуг напрямую связан с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность – это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. Как было отмечено выше, в бюджете суточного времени человека обязательно должен быть период для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением.Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности.Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Поставлена приоритетная задача организации любых форм досуга детей – здоровьесбережение подрастающего поколения.Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга школьнику гораздо проще формировать уважительное отношение к себе.Досуг школьника, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, они часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга.Важно понимать, что это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей приобретают тогда, когда дети попадают в условия стационарного лечебного учреждения, которые требуют от педагогов особого подхода к организации содержательного детского досуга.М.К. Акимова отмечает, что младшие школьники ещё не умеют оптимально использовать свободное время для своего физического и личностного развития. Если детям в семье полноценно проводить досуг помогают родители и другие члены семьи, то дети в стационаре находятся в совершенно другой ситуации.Можно выделить различные виды, направления, методы и содержание досуговой деятельности, однако в соответствии предметом исследования, нам необходимо рассмотреть только, те которые подходят детям находящимся на лечении в медицинских организациях.Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество:Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.).Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений.Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём.Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).Основные методы сотворчества и сотрудничества с детьми – игровые, театрализованные, соревновательные, импровизационные, воспитывающие. Эти методы активно используются при организации досуговой деятельности детей.Нами были подробно рассмотрены методы досуговой деятельности, которые описывает А.Ф. Воловик:«1) методы массового воздействия. Их использование заключается во включении детей в программу массовых игр,2) методы театрализации. Театрализованные мероприятия для детей включают бесконечное множество занятий и социальных ролей. Метод театрализации создает эффектную активную ситуацию, в которой каждый, кто участвует, является не просто пассивным зрителем, а активно реагирующим зрителем,3) методы игры и игрового тренинга. Игровая деятельность занимает значительное место в жизни ребенка младшего школьного возраста,4) метод наглядности и иллюстрирования. Данный метод способствует реализации дидактического принципа наглядности при обучении, развивает наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание».Все перечисленные методы в совокупности помогают эффективно организовать игровую деятельность детей и получить видимые результаты.Педагогу необходимо в досуговой деятельности творчески моделировать различные методы воспитания и обучения детей. Выбор методов зависит от содержания досуговой деятельности, возраста учеников и характера занятий. Досуг строится на позиции сотрудничества. Она требует конфиденциального и доверительного общения. Это общение основано на межличностном общении, которое позволяет партнерам понимать и принимать позицию друг друга и отстаивать свои собственные суждения.На основе анализа современного опыта организации детского досуга, являющегося одной из наиболее распространенных и эффективных форм, выделяется педагогическая анимация, задача которой – объединить различные формы досуга, в том числе игры, театрализацию, а также массовые праздники и т.д.Таким образом, сущность организации досуговой деятельности детей младшего школьного возраста, находящихся на лечение в медицинских организациях имеет ряд специфических особенностей, обусловленных условиями стационарного лечебного учреждения, в котором первостепенными задачами являются оздоровление и лечение детей и только потом решаются задачи по организации досуговой деятельности.
Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2
Ссылка для цитирования:
Дельянская Л.Г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЛЕЧЕНИИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 323 - 330. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14377 (дата обращения: 09.12.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*