'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (74) том 2
  4. Научная статья № 55

Просмотры  46 просмотров

Естемес К.А., Акпаева А.Б., Ткаченко А.Е.

  


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в работе представлены формы взаимодействия ВУЗа и школы, направленные на развитие познавательного интереса младших школьников. Также рассмотрена значимость познавательного интереса в развитии учащихся начальной школы. Изложены рекомендации по совершенствованию существующих форм взаимодействия ВУЗа и школы.   

Ключевые слова:
интерес, познавательный интерес, формы взаимодействия, младшие школьники, краеведческий материал   


В условиях совершенствования национальной системы образования на современном этапе его развития особое значение и актуальность приобретает постулат об открытости образовательной системы. Основные черты данной концепции базируются на синергетическом подходе, активно рассматриваемом рядом ученых прошлого столетия, среди которых: Г. Хакен, И.Стенгерс, И. Пригожин и др. В этом контексте одним из ключевых свойств образования становится открытость, предполагающая максимальное приближение образования к реальной жизни, гибкость программ, преодоление замкнутости образовательных учреждений, как внешней, так и внутренней [1]. Новизна идеи определяется принципиальным отличием от опыта прошлой - советской системы образования, когда разные его ступени сосуществовали практически автономно, а сотрудничество «ВУЗ-школа» рассматривалось лишь с точки зрения формирования профессиональных компетенций студентов, как будущих педагогов. Определенные исторические условия, а также отличие приоритетов от нынешних делали такой подход оправданным и эффективным. Однако на сегодняшний день, в период активного внедрения инновационных методов и экспериментов в образование, сотрудничество высших учебных заведений и школ в рамках формирования и развития личностных качеств младших школьников, способствующих лучшему усвоению и обретению навыков и умений, показывает высокие результаты и потому требует должного внимания и более глубоко анализа – этим и определяется актуальность научно- исследовательской работы.Цель работы: исследовать особенности форм взаимодействия между ВУЗом и школой и оценить их влияние на развитие познавательного интереса младших школьников.Прежде чем раскрыть суть понятия «познавательный интерес», рассмотрим определения понятия «интереса» в целом.Согласно словарю Ушакова, интерес – внимание, возбуждаемое по отношению к кому-чему-нибудь значительному, важному, кажущемуся таким.Что касается, познавательного интереса, то разные педагоги и ученые формулируют свое, несколько отличающееся от других определение.Так, согласно Г.И. Щукиной, познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности к области познания, ее предметной стороне и процессу овладения знаниями [2].В свою очередь, И.Ф. Харламов определяет познавательный интерес как эмоционально насыщенную потребность, которая придает деятельности человека увлекательный характер [3]. Такого мнения придерживается и Н.Ф. Добрынин.Познавательный интерес – индивидуальное качество для каждого ученика и потому, его проявление и уровень развития может существенно отличаться даже среди учеников одного класса. Это объясняется разным опытом, способностями и внешкольным окружением ребенка [4].В результате анализа психолого-педагогической литературы были выявлены и обобщены следующие особенности познавательного интереса:Основной чертой, характеризующей познавательный интерес является стремление человека к познанию нового, неизвестного и непонятного в свойствах и качествах предметов, явлений окружающей действительности, а также желании понять их суть и выявить связь.Существует взаимосвязь между уровнем развития познавательного интереса и приобретением новых знаний об окружающем мире.Познавательный интерес стимулирует различные психические процессы, такие как восприятие, внимание, память и воображение, что в сумме влияет на способы приобретения и использования знаний. Вышеуказанные особенности, делают справедливым утверждение о том, что познавательный интерес обязательное условие активного обучения и успешного развития учащихся начальной школы. Формируя его, мы строим прочный фундамент личности младшего школьника. А значит, подводя итог можно сказать, что формирование интереса к учению у младших школьников является одним из приоритетных направлений работы учителя, а самостоятельность и активность учеников – важный показатель эффективности образовательного процесса. Результаты исследования. Мы провели анализ практик сотрудничества между ВУЗом и школой, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников. В данный анализ вошли: конкурс краеведческих математических задач, конкурс исследовательских работ и проектов. 1. Конкурс краеведческих математических задач. Республиканский детский конкурс краеведческих математических задач для младших школьников представляет собой мероприятие, охватывающее не только область математики, но и подразумевающее межпредметную связь. На данный конкурс принимаются сюжетные математические задачи, которые соответствуют программе школьного курса математики начальных классов и содержат краеведческий материал, освещающий различные аспекты жизни родного края.Цели и задачи конкурса:Повышение интереса учащихся к традициям, культуре и истории родного края.Развитиеисследовательской, краеведческой, этнографической деятельности учащихся в ходе составления краеведческих задач.Воспитание патриотического отношения к своей малой родине и бережного отношения к его историческому и культурному наследию.Выявление, развитие и поддержка учащихся, проявляющих склонности и способности к изучению математики.Мотивация учащихся к творческой деятельности.Возвращаясь к вышеупомянутой межпредметной связи, для большей свободы и интереса учащихся было сформулировано 7 различных номинаций:«Культурная жизнь моего города (района, села)», «спортивные успехи моего города (района, села)», «история моего края», «подвиг моего народа в годы Великой Отечественной войны», «география моего края», «выдающиеся личности моей малой родины».Бекмуратова Раушан Кыдырбаевна – один из руководителей дуального обучения студентов 2 курса, а также классный руководитель 1L класса школы Нового поколения NGS, подготовившая двух учеников, награжденных дипломом 1 степени к 4 конкурсу детских краеведческих математических задач, поделилась своим опытом: Школа Нового Поколения NGS эффективно сотрудничает с Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая в рамках внедрения дуального образования.В связи с этим, ученики Школы NGS второй год успешно участвуют в Республиканском детском конкурсе краеведческих математических задач для младших школьников. Участие в таких состязаниях позволяет повысить интерес учащихся к традициям, культуре и истории родного края, повышает интерес к предмету, расширяет кругозор, развивает исследовательскую, краеведческую и этнографическую деятельность, поскольку при подготовке каждый участник выходит за рамки стандартов, погружается в предмет и выбранную тему.».Конкурс проводится ежегодно начиная с 2021г. За это время в нем приняло участие более 320 учеников младшей школы, причем некоторые из них подавали заявку повторно, что еще раз подтверждает заинтересованность и мотивированность участников.2.Конкурс исследовательских работ и проектов. Представляет собой самую масштабную, в плане организации, подготовки и оценивания, форму взаимодействия ВУЗа и школы из перечисленных в работе. В том числе по причине широты охвата предметных направлений: математика, казахский, русский и английский язык, литературное чтение, изо, трудовое обучение, физическая культура, музыка, познание мира, естествознание, цифровая грамотность, социальные проекты.Данный конкурс является серьезным мероприятием для младших школьников поскольку подготовка исследовательской работы требует от участников не просто заинтересованности в выбранной теме, но и ряд учебных умений и навыков, среди которых самостоятельность, работа с большим объемом информации, ее анализ и выявление причинно-следственной связи между различными процессами, логическое мышление, творческий подход к реализации идей и мн.др. Идея данного мероприятия возникла и впервые была осуществлена в 2023г. И после успешного проведения, а также получения положительных отзывов и результатов было принято решение о его повторной организации в последующие годы на регулярной основе.Своим мнением о конкурсе после его завершения поделилась Рыспекова Дана Канаевна – классный руководитель 3 класса в школе Нового поколения NGS. Ее ученик приянул участие в финале конкурса и по итогам занял 1 место. «Хочу поделиться своим восхищением и гордостью за наших младших школьников, которые с удивительным энтузиазмом приняли участие в конкурсе исследовательских работ и проектов. В процессе подготовки к конкурсу ребята учатся собирать и анализировать данные, делать выводы и, что не менее важно, представлять свои исследования перед аудиторией. Этот опыт помогает им развивать навыки коммуникации, творческого и логического мышления, самостоятельности, расширяет кругозор и позволяет сделать первые шаги в научной деятельности.».Опираясь на полученные результаты в ходе анализа и интервьюирования представителей общих государственных учреждений были сформулированы следующие рекомендации по совершенствованию существующих форм взаимодействия ВУЗа и школы:Количество участников в конкурсах может быть значительно увеличено при более серьезной и качественной организации информирования общих образовательных учреждений. Это может быть достигнуто путем заблаговременного налаживания связи с руководством школ, как в городе Алматы, так и за его пределами, поскольку конкурсы носят республиканский характер, использования социальных сетей и других интернет- ресурсов для рекламы и рассылки объявление о начале мероприятий.Опираясь на опыт проведения «Международного студенческого конкурса краеведческих математических задач» провести экспериментальную работу по расширению масштаба «Республиканского детского конкурса краеведческих математических задач для младших школьников», а также «Конкурса исследовательских работ и проектов младших школьников» и выведению данных мероприятий на международный уровень.Приоритетную роль в совершенствовании нынешних и будущих взаимодействий играет обратная связь, с обеих взаимодействующих сторон. Оптимальным вариантом, совмещающим простоту, скорость и объективность опроса является анкетирование, вопросы которого составляются в зависимости от контингента, цели и ожидаемых результатов.Результаты проведенного исследования подтвердили мысль о том, что взаимодействие ВУЗа и школы может рассматриваться не только в контексте развития профессиональных компетенций студентов, но и с точки зрения положительного влияния на младших школьников, формирования у них познавательного интереса, устойчивой мотивации к учебе, конкурентоспособности, учебных навыков и умений необходимых для более полной и качественной реализации образовательного процесса, что означает достижение основной цели работы.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (74) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Естемес К.А., Акпаева А.Б., Ткаченко А.Е. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №5 (74) том 2. С. 334 - 341. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14379 (дата обращения: 09.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14379



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.